Суд надзорной инстанции вправе

Как подать жалобу в надзорную инстанцию? Порядок пересмотра судебных постановлений в гражданских процессах

Суд надзорной инстанции вправе

Завершающей стадией любого судебного процесса может быть рассмотрение конкретного дела в порядке надзорного производства. В этой связи возникает много вопросов – что это за процесс? Какие основания нужны для его возбуждения? Как протекает разбирательство такого формата?

Оказываем юридическую помощь. Звоните

Источник: https://pravovoi.center/zpp/sud/nadzornaya-instanciya.html

Производство в суде надзорной инстанции: понятие, значение и порядок

Суд надзорной инстанции вправе

Конституция РФ гарантирует гражданам судебную защиту их прав, свобод и законных интересов. Повысить эффективность отправления правосудия, исправить ошибки судопроизводства позволяет пересмотр судебных решений и определений в порядке надзора.

Определение 1

Надзорным производством принято считать способ проверки вступивших в законную силу постановлений суда.

Надзорное производство в уголовном процессе, административных и гражданских делах, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляет Верховный суд Российской Федерации.

Полномочия надзорной инстанции

Обжалованию в Президиуме Верховного суда РФ подлежат решения и определения, выданные судами первой, кассационной и апелляционной инстанций, включая региональные верховные, окружные военные суды, коллегиальные подразделения российского высшего судебного органа. Президиум Верховного суда рассматривает жалобы на вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, которые были приняты им по первой инстанции, если данные постановления являлись предметом апелляционного рассмотрения.

После изучения надзорных жалоб судья Верховного суда РФ уполномочен вынести определение:

  • отказывающее в передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  • разрешающее направить надзорную жалобу, представление с делом в судебное заседание Президиума ВС РФ.

Замечание 1

Председатель Верховного суда или его заместитель имеют право выразить несогласие с определением, которое вынес судья ВС РФ об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании. В этом случае выносится определение об отмене отказа, и надзорная жалоба направляется в судебное заседание.

При отмене судебных актов в порядке надзора Верховный суд руководствуется следующими основаниями, которые являются нарушением:

  • прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, международными договорами, общепризнанными нормами и принципами международного права;
  • прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебный акт может быть также отменен по причине единообразия в толковании и применении судом правовых норм.

Надзорная жалоба изучается судьей. Если есть необходимость истребования дела, судья имеет право своим определением приостановить исполнение решения суда до завершения процессуальных действий в суде надзорной инстанции. Срок обжалования судебного постановления в суде надзорной инстанции составляет 3 месяца со дня его вступления в силу.

Замечание 2

При нарушении срока по уважительным причинам может быть принято представление о его восстановлении по заявлению заинтересованного лица.

Опиши задание

Оформление жалобы

Производство в суде надзорной инстанции начинается с подачи надзорной жалобы. К форме и содержанию документа предъявляются серьезные требования. В нем указывается:

  • наименование судебного органа, в который подается жалоба;
  • ФИО лица, подающего жалобу, его место жительства или непосредственное местонахождение;
  • наименование лиц, которые участвуют в деле, их адреса;
  • суды, рассмотревшие дело по первой, кассационной или апелляционной инстанциям;
  • обжалуемые судебные постановления;
  • основание для пересмотра в порядке надзора с обоснованием причин;
  • просьба лица, направляющего жалобу.

Надзорная жалоба подписывается лицом, которое ее подает. Закон допускает подачу документа представителем заинтересованного гражданина.

В этом случае в обязательном порядке прилагается доверенность или иное документальное удостоверение полномочий представителя. Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

К надзорной жалобе прилагаются копии постановлений по делу, принятые соответствующим судом. К жалобе также прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины.

Этапы производства по надзору

Определение 2

Предмет апелляционного рассмотрения надзорной жалобы – это судебная проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения.

Объектом надзорного пересмотра считаются вступившие в законную силу приговоры, определения и иные судебные акты.

При рассмотрении производств в порядке надзора президиум Верховного суда РФ четко соблюдает стадии проведения подобных судебных заседаний.

Лицам, участвующим в деле, отправляются копии определения о передачи надзорной жалобы для рассмотрения. Граждане извещаются о дате, времени и месте проведения заседания суда.

Замечание 3

Неявка лиц, заинтересованных в рассмотрении дела, не является препятствием для рассмотрения производства в порядке надзора.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы в ВС РФ ограничиваются двумя месяцами, если не было истребовано дело. В случае необходимости получения производства, срок увеличивается. Он может составлять не более трех месяцев.

В судебном заседании могут присутствовать лица, которые участвуют в деле, их представители и иные граждане, интересы которых непосредственно затронуты в обжалуемом судебном постановлении. Порядок проведения судебного заседания при рассмотрении надзорной жалобы включает следующие этапы:

  1. Изложение обстоятельств дела судьей-докладчиком, включая доклад о содержании судебных постановлений, доводы надзорной жалобы.
  2. Получение объяснений по делу от лиц, участвующих в рассмотрении надзорной жалобы. Первым право выступить имеет гражданин, подавший жалобу.
  3. Принятие судом постановления по результатам рассмотрения надзорной жалобы.

Прения сторон в судебном заседании не предусмотрены. Все вопросы решаются посредством ания. Равное количество означает отклонение надзорной жалобы.

Президиум ВС РФ вправе:

  • не изменять постановление предыдущей судебной инстанции;
  • отменить решение суда первой, кассационной, апелляционной инстанций частично или полностью и вновь отправить дело на рассмотрение, прекратить производство по делу;
  • оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • отменить или изменить постановление предыдущей судебной инстанции, принять новое решение, не передавая дело на рассмотрение;
  • при наличии оснований оставить надзорную жалобу без рассмотрения.

постановления суда

По итогам судебного разбирательства суд выносит постановление. Документ содержит следующую информацию:

  • наименование суда, его состав;
  • дата и место принятия постановления;
  • производство, по которому принято решение;
  • ФИО лица, подавшего надзорную жалобу;
  • фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании;
  • данные из обжалуемых судебных постановлений;
  • мотивы, которыми руководствовались судьи при вынесении постановления.

Задача, стоящая перед судом надзорной инстанции заключается в проверке правильности толкования и применения правовых норм судами первой, кассационной, апелляционной инстанций. При этом необходимо учитывать, что Президиум Верховного суда не имеет право проводить проверку законности судебных решений в той части, в которой они не обжалуются.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/proizvodstvo-v-sude-nadzornoj-instantsii/

Полномочия суда надзорной инстанции в гражданском процессе

Суд надзорной инстанции вправе

Новой редакцией ГПК РФ была исключена возможность дублирования судом надзорной инстанции функций суда кассационной инстанции, также осуществляющей проверку судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Таким образом, в отношении пересматриваемого судебного постановления суд надзорной инстанции может воспользоваться только указанными в законе полномочиями.

Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации закреплены в статье 16 федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 указанного закона Президиум Верховного Суда РФ как суд надзорной инстанции осуществляет в порядке надзора проверку судебных актов, которые вступили в законную силу.

Указанное полномочие суда надзорной инстанции вытекает из федерального законодательства и обусловлено необходимостью обеспечения единства судебной практики, а также обеспечения законности принимаемых нижестоящими судами судебных актов.

Согласно пункта 2 части 1 статье 16 федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» в компетенцию Президиума Верховного Суда РФ входит право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, который подлежит применению в конкретном деле.

Пунктами 3-4 части 1 статьи 16 упомянутого федерального конституционного закона в полномочия Президиума Верховного Суда РФ входит разрешение вопросов организации работы судебных коллегий Верховного Суда РФ, их судебных составов, разрешение вопросов организации работы аппарата Верховного Суда РФ, в частности, утверждение положение об аппарате Верховного Суда РФ, утверждение его структуры, а также штатного расписания аппарата Верховного Суда РФ.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» за Президиумом Верховного Суда РФ закреплено такое полномочие как возложение исполнения обязанностей Председателя Верховного Суда РФ на одного из заместителей Председателя Верховного Суда РФ в случае его отсутствия.

Пунктом 6 части 1 статье 16 упомянутого федерального конституционного закона за Президиумом Верховного Суда РФ закреплено полномочие рассмотрения материалов по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики.

Также суд надзорной инстанции в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами имеет право осуществлять иные полномочия.

Довольно схожий с вышеприведенным перечень полномочий Президиума Верховного Суда РФ содержится в статьей 7 недавно принятого федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации».

Перечень полномочий, содержащий в статье 7 упомянутого закона, в отличие от перечня полномочий, содержащихся в статье 16 федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», включает такое полномочие суда надзорной инстанции как утверждение порядка проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда РФ, судей судов общей юрисдикции, судей арбитражных судов, мировых судей, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей всех упомянутых субъектов.

Такое полномочие Президиума Верховного Суда РФ вытекает из Закона РФ от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Конкретные полномочия суда надзорной инстанции именно в гражданском процессе закреплены в статье 391.12 ГПК РФ, непосредственно регламентирующей полномочия Президиума Верховного Суда РФ в надзорном производстве гражданского процесса.

В соответствии с частью 1 статьи 391.12 ГПК РФ при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Президиум Верховного Суда РФ после рассмотрения надзорной жалобы и (или) надзорного представления с делом в порядке надзора, имеет право:

) оставить надзорную жалобу и (или) надзорное представление без удовлетворения, а постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения;

) отменить полностью либо частично постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции.

При отмене постановления суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо частично, суд надзорной инстанции вправе:

) в силу п. 2 ч. 1 ст. 391.12 ГПК РФ направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. Кроме того, при направлении дела на новое рассмотрение суд надзорной инстанции имеет право указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

) в силу п. 3 ч. 1 ст. 391.12 ГПК РФ оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

) в силу п. 4 ч. 1 ст. 391.12 ГПК РФ оставить в силе одно из судебных постановлений принятых по делу;

) в силу п. 5 ч. 1 ст. 391.12 ГПК РФ принять новое судебное постановление без передачи дела на новое рассмотрение, в случае если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Кроме того, согласно п. 6 ч. 1 ст. 391.12 ГПК РФ суд надзорной инстанции вправе оставить надзорную жалобу и (или) надзорное представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 ГПК РФ.

Частью 2 статьи 391.12 ГПК РФ предусматривается, что при рассмотрении дела в надзорном порядке суд надзорной инстанции проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, которые рассматривали дело, в пределах доводов надзорной жалобы и (или) надзорного представления.

Упомянутой нормой закона также предусмотрено, что в интересах законности суд надзорной инстанции имеют право выйти за пределы доводов надзорной жалобы и (или) надзорного представления.

При этом суд надзорной инстанции не имеет права проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Также упомянутая статья ГПК РФ предусматривает, что при рассмотрении дела в надзорном порядке суд надзорной инстанции не имеет права:

) устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;

) предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;

) определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Т.В. Соловьева, анализируя позицию Верховного Суда Российской Федерации по судебной практике, придерживается точки зрения, что иная оценка доказательств, которые имеются в деле, не может сама по себе являться основанием для отмены вступившего в законную силу решения суда в порядке надзора.

Указанное обусловлено тем, что принцип правовой определенности является одним из основополагающих аспектов верховенства права.

Упомянутый принцип правовой определенности, по мнению указанного автора, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено, то есть ни одна из сторон по делу не вправе требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу судебного решения (постановления) только для проведения повторного слушания по делу и вынесения нового постановления.

Указанный автор также подчеркивает, что полномочия суда надзорной инстанции по пересмотру делу должны осуществляться не для пересмотра дела по существу, а для исправления ошибок судей, неправильного осуществления правосудия по конкретному делу.

Пересмотр дела в порядке надзора, по сути, не может считаться как скрытая форма обжалования, поскольку не может являться основанием для пересмотра дела наличие двух различных точек зрения по одному вопросу.

Т.В. Соловьева подчеркивает, что отступления от принципа правовой определенности может быть оправдано только в случае, если эти отступления являются обязательными в силу обстоятельств, носящих существенный и непреодолимый характер.

А.Я.

Курбатов, анализируя пределы полномочий судов в рамках модернизации правовой системы России, подчеркивает, что пределы полномочий российских судов определяются принципами верховенства закона и верховенства права.

По мнению указанного автора, принцип верховенства права проявляется в наличии некоторых полномочий судов в отношении норм законов, в частности по осуществлению системно-логического толкования норм законов с учетом общеправовых принципов, по восполнению пробелов в праве.

А.Я.

Курбатов, кроме того, подчеркивает, что полномочия российских судов более ограничены по сравнению полномочиями судов государств, которые входят в англосаксонскую правовую семью, что обусловлено тем, что российские суды, в том числе и суд надзорной инстанции, находятся в жестких рамках конституционных и законодательных норм права и сами не имеют права создавать нормы права, то есть их полномочия сводятся к толкованию правовых норм.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что невозможно переоценить значение стадии пересмотра судебных актов в порядке надзора для реализации принципа верховенства права, поскольку каждое из дел, рассмотренных судом надзорной инстанции, является итогом деятельности судов нижестоящих инстанций, результатом проверки законности и обоснованности постановлений судов первой, апелляционной, кассационной инстанций, которые вступили в законную силу.


Заключение

В данной курсовой работе были подробно рассмотрены теоретические аспекты надзорного производства в гражданском процессе, раскрыто сущность и значение надзорного производства в гражданском процессе.

Кроме того, в данной курсовой работе были исследованы основные тенденции развития надзорного производства в гражданском процессе, раскрыт процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции с учетом последних изменений гражданско-процессуального законодательства.

По итогам проделанной работы, мною были сделаны следующие выводы.

Рассмотрение гражданских дел в суде надзорной инстанции является самостоятельной стадией гражданского судопроизводства Российской Федерации, имеющей свои специфические особенности.

Главной целью пересмотра гражданских дел в порядке надзорного производства является проверка судом надзорной инстанции соблюдения вступившими в законную силу судебными актами прав и свобод человека и гражданина, гарантированных как Конституцией РФ, российским законодательством, так и нормами международного права.

Кроме того, надзорное производство в гражданском процессе способствует обеспечению единообразия в толковании норм права и применении их российскими судами.

Поскольку существующее российское надзорное производство являлось довольно неэффективным, о чем свидетельствовала тенденция роста количества жалоб российских граждан, обращавшихся за защитой своих прав в Европейский Суд по правам человека, в российской Федерации стали приниматься различные конструктивные меры в целях совершенствования системы пересмотра судебных постановлений.

В частности, с указанной целью были внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ о пересмотре в надзорном порядке судебных решений, вступивших в законную силу, а именно Федеральным законом от 9 декабря 2010 года №353-ФЗ в ГПК РФ была введена новая глава 41.1 о производстве в суде надзорной инстанции.

Новой редакцией ГПК РФ была исключена возможность дублирования судом надзорной инстанции функций суда кассационной инстанции, которая также осуществляют проверку судебных постановлений, вступивших в законную силу.

В настоящее время в Российской Федерации начат новый этап судебной реформы, одним из важнейших моментов которого является объединение двух высших судебных инстанций – Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным конституционным законом от 05 февраля 2014 года №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Таким образом, можно предположить, что новый этап судебной реформы будет способствовать более эффективной деятельности судебной системы в целом и по пересмотру судебных актов в порядке надзора, в частности.

Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что значение надзорного производства в гражданском производстве трудно переоценить, поскольку указанная стадия гражданского судопроизводства необходима для реализации принципа верховенства права, проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу постановлений судов первой, апелляционной, кассационной инстанций.



Источник: https://infopedia.su/21x7df4.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.