Признание недвижимого имущества бесхозяйным

Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей | ГАРАНТ

Признание недвижимого имущества бесхозяйным

Приложение
к приказу Министерстваэкономического развития РФ

от 10 декабря 2015 г. N 931

Порядок
принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”* (далее – Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее – орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации**.

7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.

10.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение N 2 к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

11.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

12. Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:

из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

13. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

14. Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.

15.

Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации***). Указанное заявление рассматривается в сроки, установленные пунктом 8 настоящего Порядка. В этом случае объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о снятии его с учета.

16.

После государственной регистрации права собственности (за исключением права муниципальной (государственной) собственности) на объект недвижимого имущества орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты внесения записи о снятии данного объекта с учета в качестве бесхозяйного обязан направить в соответствующий орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета с указанием оснований снятия объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного по адресу электронной почты, указанному в заявлении.

17.

В случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимого имущества орган регистрации прав обязан направить собственнику, отказавшемуся от права собственности на данный объект, уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него (с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права собственности) в порядке и способами, установленными в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344.

** В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 7, ст. 775.

Источник: https://base.garant.ru/71385080/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Как оформить на себя бесхозный дом. Инструкция Кадастровой палаты

Признание недвижимого имущества бесхозяйным

Эксперты Федеральной кадастровой палаты совместно с «РБК-Недвижимостью» и юристами разобрались в тонкостях этой темы

olegmorgun1311/shutterstock

Ветхие бесхозные дома — достаточно частое явление в городах и тем более в дачных товариществах или деревнях. У владельцев соседних домов может возникнуть желание оформить такие постройки на себя. Причем желание это абсолютно законное.

Как оформить бесхозяйный дом на себя? «РБК-Недвижимость» совместно с экспертами Федеральной кадастровой палаты и юристами разбирались в тонкостях этой темы.

Что такое бесхозяйный дом и где его искать

Природа возникновения бесхозных домов разная. Например, такая недвижимость может возникнуть, если собственник умер, а наследники отказались от имущества, не вступили в права собственности в нужный срок или у собственника не было наследников. Заброшенным дом может стать из-за того, что прежний владелец уехал и оставил свою недвижимость.

В России, как и во многих европейских странах, наибольшая часть заброшенных домов располагается в сельской местности, малонаселенных городских округах или муниципальных районах. Люди мигрируют в мегаполисы в поисках лучших условий жизни и оставляют свои дома (продать их в сельской местности иногда сложно).

Согласно Гражданскому кодексу, бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Дом, о владельце которого ничего неизвестно или он отказался от права собственности, называют «бесхозяйкой» или «потеряшкой». Есть еще понятие «заброшка».

Так называют дом или участок, владелец которого известен или в результате поисков его удалось установить, но за своим имуществом он не следит (разъяснения Кадастровой палаты).

Единого перечня бесхозяйных жилых домов и земельных участков не существует. Однако большое количество сведений можно узнать при заказе выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), если «потеряшка» поставлена на учет. Выписка поможет раскрыть информацию о доме, его собственнике и возможных обременениях.

Есть несколько способов стать владельцем заброшенного дома. Например, найти собственника и выкупить недвижимость, приобрести «заброшку» на торгах у муниципалитета или владеть открыто заброшенным домом 15 лет и стать впоследствии его законным владельцем. Рассказываем об этих вариантах.

Оформление бесхозяйного дома. Инструкция от Кадастровой палаты

Шаг 1. Поиск владельца и сбор информации о желанном доме

В первую очередь необходимо установить владельца дома. Если участок с домом находится на территории садового товарищества (СНТ), сначала следует обратиться к его председателю.

Возможно, через него получится узнать адрес и кадастровые номера дома и участка. К поискам можно подключить высокие технологии.

Например, попытаться найти кадастровые номера земельного участка и дома на публичной кадастровой карте или с помощью запроса сведений, содержащихся в ЕГРН.

Если неизвестно, расположен ли беспризорный дом в СНТ, следует обратиться по месту нахождения такого дома в органы власти, уполномоченные на выдачу разрешения на строительства. Там, возможно, помогут выяснить, кому выдавалось разрешение на строительство интересующего вас дома и, соответственно, дать информацию о предполагаемом владельце дома.

Вариант 1

Когда хозяина постройки удалось найти, передать свою собственность вам он сможет только по гражданско-правовой сделке, скорее всего, по договору купли-продажи. Но перед этим нужно поставить дом на кадастровый учет в случае, если сведения о нем отсутствуют в ЕГРН.

Земельным кодексом установлено, что судьба земельного участка и прочно связанных с ним объектов одинакова. Значит, оформлять права собственности на этот объект недвижимости, как и его покупку, целесообразнее одновременно с покупкой и оформлением прав на участок, на котором такой дом расположен.

Вариант 2

Если владелец остался неизвестен, но вы выяснили, что земельный участок под домом расположен в СНТ и не стоит на учете в ЕГРН, нужно снова обратиться в муниципалитет и перейти к следующему этапу.

Шаг 2. Подача заявления о предоставлении заброшенного участка в собственность или аренду

Чтобы оформить его в собственность, следует подать заявление в уполномоченный местный орган власти для постановки «бесхозяйки» (речь об объекте капитального строительства) на учет.

В течение 15 рабочих дней со дня приема заявления и документов дом внесут в Росреестр и направят вам уведомление. Если собственник у участка все же есть, но объект был принят на учет в связи с его отказом от владения, то он тоже получит уведомление.

Шаг 3. Обращение местных органов власти в суд

Со дня принятия на учет органом регистрации прав бесхозяйного дома необходимо подождать год — за это время может появиться его хозяин. Если этого не произошло, тогда уполномоченный орган местного самоуправления может обратиться в суд и признать право собственности за собой.

Если объект находится в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — за постановкой бесхозяйной недвижимости на учет, а затем в суд должны обратиться органы исполнительной власти этих регионов. Во всех остальных случаях — органы, уполномоченные на государственную регистрацию права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится оформляемая недвижимость.

Шаг 4. Проведение аукциона на бесхозный участок

После перехода заброшенных участков в собственность органов власти они выставляются на аукцион. Чтобы приобрести их, нужно выиграть этот аукцион.

«Существует ряд случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса, когда купить участок с домом, в том числе бесхозяйный, можно без торгов. Такое право есть, например, у членов СНТ, на территории которого расположен дом, если земля под ним не предназначена для общего использования», — отметили в Кадастровой палате.

Победителем аукциона признается тот, кто предложит наибольшую цену. Если в торгах принимает участие только одно заинтересованное лицо, то соглашение заключается с единственным участником. Либо такой участок может быть передан муниципалитетом в аренду заинтересованному в нем лицу, добавила юрист компании «Генезис» Елизавета Марилова.

Шаг 5. Вступление в право собственности

Результатом регистрации права будет являться специальная регистрационная надпись на договоре и выдача выписки из ЕГРН. Срок процедуры оформления бесхозяйной недвижимости в среднем составляет чуть больше года.

Приобретательная давность, или 15 лет открытого владения

Еще один способ стать законным владельцем бесхозного дома обозначен в ст. 234 Гражданского кодекса и связан с таким понятием, как «приобретательная давность».

Согласно данной статье, гражданин может занять бесхозный дом и открыто в нем проживать.

Если за 15 лет не объявляются законные претенденты на право собственности, то для нового владельца появляется возможность стать формальным (юридическим) собственником недвижимости, пояснила Елизавета Марилова.

Но для этого должно быть соблюдено три принципиальных обстоятельства. Во-первых, это добросовестное владение. Например, уход за земельным участком, проведение посадочных работ, оплата коммунальных услуг. Во-вторых, открытое владение.

То есть новый хозяин не скрывает факта нахождения заброшенного имущества в его владении. В-третьих, непрерывность владения.

Это значит, что лицо владело и пользовалось бесхозным домом на протяжении всего периода приобретательной давности, то есть 15 лет.

«Проще говоря, если гражданин проживал в бесхозном доме и фактически этот дом был его единственным жильем на протяжении 15 лет. Владение бесхозным домом начинается с первого факта, подтверждающего это. Например, с оплаты ЖКХ или проведения ремонтно-строительных работ», — сказала юрист.

«При этом владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Именно по такой причине ст. 234 Гражданского кодекса не применяется, если владение имуществом осуществляется на основе договора», — добавила член Ассоциации юристов России (АЮР) Асия Мухамедшина.

Стать законным владельцем бесхозного дома на основании приобретательной давности можно по решению суда. Для этого в общей сложности должно пройти не менее 18 лет. «К 15-летнему сроку необходимо прибавлять трехлетний срок исковой давности, а именно, в суд можно обращаться только через 18 лет после начала владения имуществом», — сказала представитель АЮР.

После решения суда о признании права собственности на бесхозный дом новый владелец может зарегистрировать право собственности в Росреестре и распоряжаться им как полноправный владелец.

Цена вопроса

Расходы при оформлении бесхозяйной недвижимости предполагают, во-первых, оплату госпошлины за регистрацию права собственности, а во-вторых, уплату за:

  • выписку из ЕГРН;
  • покупку или аренду заброшенного участка вместе с домом, если он там расположен;
  • снос заброшенного дома, если он не нужен новому владельцу;
  • строительство новых объектов на этом участке, если у собственника есть такое желание.

Также существуют «бесхозяйки», которые нужно достраивать или вкладываться в ремонт. Возможны дополнительные траты на нотариальные услуги при заключении договора и другие издержки.

Подводные камни

Может возникнуть ситуация, когда человек оформил «бесхозяйку» в собственность и зарегистрировали на нее право, но неожиданно объявился предыдущий владелец.

При этом он утверждает, что не получал уведомления об операциях с его недвижимостью от местных властей или не знал о том, что его дом числится бесхозяйным.

Бывший хозяин хочет оспорить право нового владельца и выселить его. Данный вопрос придется решать в суде.

То же самое касается проживания в бесхозном доме в течение 15 лет. Надо учитывать, что в любой момент может появиться собственник дома и потребует покинуть его. В данном случае придется съезжать, потому что никакие права на дом у проживающего еще не появились.

«Если ваши физические «вложения» можно отделить от дома и увезти с собой, то вы сможете это сделать.

Взыскать с такого собственника сделанные вами капитальные вложения в дом возможно (например, в ситуации, если вы докажете, что иначе дом бы разрушился), но достаточно сложно.

При этом вы должны будете подтвердить, что сделали все необходимое, чтобы найти потенциального владельца дома», — предупредила юрист компании «Генезис».

В целом, приступая к выкупу или оформлению брошенной недвижимости, нужно учитывать, что данная процедура достаточно длительная и требует немаленьких вложений. Особенно если участок и дом нуждаются в серьезном уходе, ремонте или вовсе сносе.

Такие варианты обычно подходят людям, у которых по соседству находится заброшенный дом. В данном случае собственник может расширить свой участок. Но главное — убедиться, что недвижимость действительно никому не нужна.

Чтобы избежать неприятной ситуации в будущем.

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f57182f9a7947ad4b23f3d2

Признание права собственности на бесхозяйное имущество

Признание недвижимого имущества бесхозяйным

Малай Ольга Николаевна. Признание права собственности на бесхозяйное имущество

Что включает в себя понятие «Бесхозяйная вещь»? Почему объекты недвижимого имущества могут быть признаны бесхозяйными? Кто ведёт учёт бесхозяйных недвижимых объектов? Как осуществляется признание права собственности на бесхозяйное имущество?

Для понимания данной темы, необходимо определить понятие самой «Бесхозяйной вещи» и порядок признания её таковой.

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, собственник отказался от права собственности.

Закон даёт право выбора по признанию вещи бесхозяйной. В настоящей статье мы рассмотрим порядок признания бесхозяйной именно объект недвижимости.

Следует обратить внимание, что по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные недвижимые вещи подлежат принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Для того чтобы бесхозяйный объект недвижимого имущества был принят на государственный учёт, органу местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества необходимо предоставить для регистрации заявление, с приложением подтверждающих документов, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Также вместе с указанными документами орган местного самоуправления представляет документы, где подробно описаны индивидуализирующие признаки объекта недвижимого имущества, а также сам план объекта недвижимого имущества.

Исключением является такой документ, как кадастровый план земельного участка, от которого сам собственник отказался, т.е. если указанный земельный участок зарегистрирован в надлежащем порядке, его собственник самостоятельно отказался от права собственности на него, то кадастровый план участка вновь предоставлять нет необходимости, т.к.

он уже находится в архивном деле органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Если объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, то законом указано, что дополнительными документами, подтверждающими данный факт являются документы, в которых указано, что регистрируемый объект недвижимого имущества, который предположительно является «Бесхозяйным» не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также что выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

До внесения в реестр записей о принятии на учет объекта недвижимого имущества осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет этого объекта или приостановления принятия на учет.

Признание права собственности

Для того чтобы орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом имел право обратиться в судебные органы с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, законом предусмотрен ограничительный срок в один год.

Следовательно, только по истечении года объект недвижимого имущества в судебном порядке может быть признан бесхозяйным, при условии соблюдения всех предусмотренных законом условий.

В том случае, если по истечении года объект недвижимого имущества в судебном порядке не будет признан, как бесхозяйным, то он вновь может быть принят во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности.

При этом следует обратить внимание, что порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей (объектов), который утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации будет действовать лишь до 30.06.2014 г.

Сама процедура признания объекта недвижимости, как «Бесхозяйной» и учитывая предусмотренный законом длительный и ограничительный срок в один год, во взаимосвязи своей вызывает в настоящее время немало судебных споров.

И связано это с теми ситуациями в основном, когда ещё ранее, более десяти лет назад между продавцом и покупателем был заключён договор купли-продажи объекта недвижимости, а впоследствии покупатель так и не зарегистрировал данное право в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, однако осуществлял все права законного владельца.

Законодательство чётко указывает, что переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

И как разъяснено совместным Постановлением Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора купли-продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.

После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности, покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ.

Признание права собственности состоялось. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.

Следует также учесть нормы Земельного законодательства, которые предусматривают порядок перехода прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение.

Иными словами, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Что именно может стать причиной судебного разбирательства между добросовестным собственником недвижимого имущества, которые не смог, не захотел или просто не придавал особо значения государственной регистрации своего права и органом местного самоуправления, который выявил данный объект недвижимости и заявил своё право признать это объект «Бесхозяйным»?

Наличие предъявленного искового заявления собственника о государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект недвижимости является препятствием к признанию объекта недвижимости «Бесхозяйным».

Также препятствием к признанию объекта недвижимости «Бесхозяйным» является факт владения спорным объектом недвижимого имущества каким-либо лицом (осуществление охраны, текущего ремонта, оплата тепло — электроэнергии, используемой в ходе эксплуатации объекта и т.п.), т.е. открытое владение и пользование спорным объектом недвижимости как своим собственным.

Немаловажным препятствием к признанию объекта недвижимости «Бесхозяйным» является выявление правоустанавливающих документов на спорный объект недвижимости.

Стоит обратить внимание ещё на одно основание, как подача заявления в регистрирующий орган о государственной регистрации перехода права собственности на спорный объект, что будет препятствием к признанию объекта недвижимости «Бесхозяйным».

Следовательно, выводы судов различных округов сводятся к тому, что отсутствие государственной регистрации права собственности законного владельца или иного лица на объект недвижимости не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

При этом судами также не исключён иной подход к спорной ситуации, где наличие правопритязаний лица в отношении спорного объекта недвижимого имущества при отсутствии регистрации права на это имущество не может являться основанием для отказа в принятии на учет спорного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного, т.е. и в этом случае надлежащей оценке подлежат правоустанавливающие документы, свидетельствующие о праве собственности на спорный объект.

Следовательно, как отмечено судами, учет спорного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного не влечет нарушения прав неизвестного собственника либо прав владельца в случае признания за ним права собственности на спорный объект недвижимости, а также не влечет изменений в фактическом владении лицом этим объектом.

На основании вышеизложенного и учитывая правовой анализ судебной практики, вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами могут быть пересмотрены по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, если для этого нет других препятствий.

При этом под другими препятствиями следует понимать, в частности, истечение сроков, предусмотренных статьей 312 АПК РФ, недопустимость ухудшения положения лица, привлекаемого или привлеченного к публично-правовой ответственности, неисчерпание возможности для обращения в суд апелляционной или кассационной инстанции.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Поможем!

+7 (861) 212-54-74, +7 (988) 241-05-75

Источник: https://www.e-romanova.com/priznanie-prava-sobstvennosti-na-beshozyaynoe-imushhestvo/

Бесхозяйное имущество. Что будет с брошенным собственником недвижимым имуществом

Признание недвижимого имущества бесхозяйным

К написанию этой статьи меня подтолкнул случай недавно произошедший в моей практике. Обратилась женщина и рассказала вот какую грустную историю. Она, как и многое из нас, ценит пребывание на природе, поэтому приобрела дом с земельным участком в одной из деревень. Все было прекрасно, пока не умерла ее соседка.

Соседка жила одна, ее дети давно разъехались и только изредка навещали мать. После смерти соседки прошло несколько лет, но ее наследники в доме в деревне не появлялись. Казалось бы какое дело соседке до чужого наследства? Однако брошенное без присмотра имущество, неожиданно стало создавать серьезные проблемы ей и остальным жителям деревни.

Что же случилось? Участок зарос и превратился в непроходимые джунгли, что стало беспокоить хозяев соседних участков. В летнее время в брошенном домике стали ночевать лица с “пониженной социальной ответственностью”, дом превратился в притон, случались пьянки и драки. Результатом их появления стали пожары, горела трава, несколько раз загорался сам дом.

И в довершение всех бед на самом краю участка возникла стихийная свалка. Кто первый кинул на край участка пакет с мусором, останется навсегда тайной. Но факт остается фактом, на участке возникла и начала “ароматизировать” окрестности полноценная свалка. Попытки пресечь ее разрастание ни к чему не привели.

Обращения в органы местного самоуправления (сельсовет) тоже результата не дали. Ответ был такой – “Обращайтесь к нотариусу. Если имущество является выморочным мы оформим на себя или ищите наследников и судитесь с ними”.

ЧТО ТАКОЕ ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО МОЖНО ПОЧИТАТЬ – ТУТ!

Поэтому расстроенная женщина и обратилась ко мне за разъяснениями, как найти наследников. Проверив наличие наследственного дела я обнаружила, что наследственное дело открыто у нотариуса в другом регионе России, но это не обрадовало посетительницу.

КАК НАЙТИ НОТАРИУСА ВЕДУЩЕГО НАСЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО МОЖНО ПОЧИТАТЬ -ТУТ!

Ехать за несколько сот километров, выяснять в суде отношения с наследниками ей очень не хотелось.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ

Орган местного самоуправления может оформить на себя право собственности и соответственно нести ответственность за содержание брошенного наследственного имущества.

Обратимся к закону:

Бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (статья 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Как видно из приведенной нормы закона из этой ситуации есть вполне законный выход. Вещь фактически оказалась брошенной без присмотра и исходя из ситуации можно сделать вывод о том, что собственник от нее отказался. Этой же точки зрения придерживается и судебная практика. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.09.2016 N 41-КГ16-33).

Тем самым у органа местного самоуправления (сельсовета) есть основания вмешаться в сложившуюся ситуацию, хотя имущество умершей и не относится к категории выморочного.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Закон устанавливает следующий порядок действий.

1. Заинтересованные лица (в нашем случае владелица соседнего со злополучным домом земельного участка) обращается в орган местного самоуправления (сельсовет) с просьбой оформить брошенное имущество, как бесхозяйное.

2. Бесхозяйные недвижимые вещи (земельные участки, дома и т.д.) принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (Росреестром), на основании заявления органа местного самоуправления (сельсовета), на территории которого бесхозяйное недвижимое имущество находится.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника, а также документы, содержащие описание объекта. В частности это может быть протокол обеспечения доказательств заверенный нотариусом.

Кроме того к документам, подтверждающим, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, относятся выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также документы, выданные государственными органами или организациями, осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

3. По результатам рассмотрения заявления брошенная вещь, будет поставлена на учет как бесхозяйная. Для того, чтобы у собственника (если таковой имеется) было время одуматься, закон предоставляет срок – 1 год.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, его собственник может зарегистрировать свои права на этот бесхозяйный объект. В этом случае объект недвижимого имущества будет считаться снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента государственной регистрации права собственности на него.

По истечении этого времени (1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет как бесхозяйной) орган местного самоуправления, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Принятие объекта на учёт осуществляется путём внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости. Плата за принятие на учёт объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйного с органов местного самоуправления не взимается.

После принятия на учёт объекта недвижимого имущества органу местного самоуправления (сельсовету) направляется уведомление о принятии на учёт объекта недвижимого имущества.

4. По результатам судебного рассмотрения вещь будет принята в муниципальную собственность. В качестве основного доказательства бесхозяйного содержания вещи может выступать – ПРОТОКОЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, составленный нотариусом.

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество подаётся в суд по месту нахождения этого имущества органом местного самоуправления (сельсоветом).

Суд, признав, что объект не имеет собственника, или собственник объекта не известен, и он принят на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на это недвижимое имущество.

С учёта в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества снимается с момента государственной регистрации муниципального права собственности на объект недвижимости.

ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ СУД ОТКАЖЕТ?

Если суд откажет в признании вещи бесхозяйной, она может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность заинтересованными лицами в силу приобретательной давности. Немного поясню, если суд по каким то причинам откажет в признании вещи бесхозяйной, то:

– собственник может привести ее в порядок и дальше ею пользоваться;

– Если же собственник продолжит обращаться с нею как с ненужной, то заинтересованное лицо, может начать за этой вещью ухаживать (вступить во владение) и получить ее в собственность в порядке приобретательной давности.

Подведу итог. Проблема бесхозяйного имущества стоит очень остро. Помимо недвижимого имущества (квартир, домов, земельных участков), часто можно встретить ржавеющие годами во дворах машины и железные гаражи.

Собственники не стремятся регистрировать свои права по разным причинам, но нужно помнить, что если их собственность мешает Вам и создает проблемы, в законе есть реально работающий механизм для их решения.

ПОМНИТЕ! Безвыходных положений не бывает, если Вы готовы защищать свои права и интересы.

Будьте осмотрительны при принятии решений, этим вы избавите себя и своих родных от множества конфликтных и неприятных ситуаций.

ВСЕМ ХОРОШЕГО ВРЕМЕНИ СУТОК!

ЧТО ТАКОЕ ВЫПИСКА ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА НЕДВИЖИМОСТИ МОЖНО ПОЧИТАТЬ – ТУТ!

ЧТО ТАКОЕ “ГЕНЕРАЛЬНАЯ ДОВЕРЕННОСТЬ” МОЖНО ПОЧИТАТЬ – ТУТ!

КАК УЗНАТЬ КАКОЙ НОТАРИУС ВЕДЕТ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО МОЖНО ПОЧИТАТЬ – ТУТ!

Взято из открытых источников

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d9c47572fda8600b152ffbd/beshoziainoe-imuscestvo-chto-budet-s-broshennym-sobstvennikom-nedvijimym-imuscestvom-5f6f2831df292d1109778b52

Порядок признания недвижимого имущества бесхозяйным

Признание недвижимого имущества бесхозяйным

Правовой центр ДВА М предлагает услуги по защите прав фактических владельцев незарегистрированного имущества, а также услуги по юридическому сопровождению постановки социально значимых объектов на учет в качестве бесхозяйных вещей.

Правовой центр ДВА М готов оказать широкий спектр юридических услуг по вопросам, связанным с оформлением прав на бесхозяйное имущество, включая:

Анализ возможностей

постановки незарегистрированного имущества на учет в качестве бесхозяйного

Юридическое сопровождение

оформления прав на незарегистрированные объекты

Юридическое сопровождение

при проведении проверок компетентных органов по вопросам эксплуатации незарегистрированного имущества

Радикальные изменения в земельном законодательстве в 90е г.г. XX века привели к тому, что многие объекты недвижимости (в том числе, обладающие значительным инвестиционным потенциалом) фактически не имеют законного («официального») собственника, а правовой статус их не определен.

В результате является достаточно распространенной ситуация, когда собственник здания фактически пользуется им, но при этом его право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Можно выделить ситуации, когда:

В первом случае право, формально, считается действительным и может быть зарегистрировано в любой момент по желанию собственника.

А во втором – зарегистрировать право чаще всего можно только в судебном порядке: либо по истечении 18 лет владения имуществом (3 года исковой давности и 15 лет приобретательной) либо, если есть соответствующие основания, – в рамках спора о признании права собственности или оспаривании отказа в регистрации.

Однако грань межу этими случаями тоньше, чем кажется. Так, например, права на недвижимость, приобретенную в рамках первых волн приватизации девяностых, зарегистрировать не всегда просто.

Приватизационные документы тех лет зачастую не содержат полноценного перечня передаваемых в составе предприятия зданий и сооружений, расположения и характеристик таких объектов. Особенно актуальна данная проблема для вспомогательных объектов, учетом которых до недавнего времени всерьёз не занимались.

В связи с этим почти в каждом крупном имущественном комплексе с давней историей можно найти такие «серые» объекты.

Отдельная проблема – инженерные сети и иные объекты инфраструктуры, которые в зависимости от ряда обстоятельств должны были либо приватизироваться вместе с предприятиями, либо передаваться в муниципальную собственность. А в результате – часто оказывались просто забыты.

При этом в последние годы местные администрации (например, органы государственной власти г. Москвы) проводят политику «собирания» всей недвижимости без регистрации для последующего присвоения такому имуществу статуса бесхозяйного и регистрации права государственной или муниципальной собственности.

В свете вышесказанного, нельзя исключать ситуацию, когда посреди территории завода или офисного центра окажется сарай или гараж, находящийся в городской либо муниципальной собственности, поскольку фактический владелец ранее не оформил на него свои права. Это может быть особенно неприятно, если земля под зданиями оформлена в аренду, так как собственник остальных зданий перестает быть единственным арендатором участка.

В случае, если Вы обнаружили в своем почтовом ящике уведомление о том, что Ваше имущество поставлено на учет как бесхозяйная вещь, стоит учесть следующее.

В соответствии с законом, бесхозяйная вещь – такая вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные вещи подлежат специальному учету в едином реестре недвижимости.

По истечении 1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (в Москве бесхозяйное имущество принимается в городскую собственность).

Четкое регулирование оснований для признания имущества бесхозяйным в законе отсутствует. В связи с этим и практика земельных споров в отношении бесхозяйных вещей также является противоречивой.

Так, исходя из смысла нормы закона, само по себе отсутствие регистрации права собственности на недвижимую вещь за каким-либо лицом – еще не достаточное основание для того, чтобы сделать вывод, что вещь является бесхозяйной.

У вещи может быть законный собственник, который имеет законные основания для регистрации права собственности на такую вещь, но не произвел необходимых для этого действий.

Кроме этого, у вещи может быть владелец, который открыто и добросовестно владеет такой вещью на протяжении достаточно длительного времени и претендует на признание права собственности на основании приобретательной давности.

Например, в случаях, когда право покупателя на объект не может быть зарегистрировано в связи с ликвидацией продавца, объект является самовольной постройкой, по требованию о сносе которой истек срок исковой давности и т.д.

С одной стороны, иногда суды становятся на сторону такого фактического владельца и исходят из того, что объект, эксплуатируемый каким-либо лицом, не может быть признан бесхозяйным.

Вместе с тем, в некоторых случаях суд подходит к вопросу бесхозяйности вещи формально, руководствуясь принципом: «нет зарегистрированного права – нет владельца». В таких случаях суды считают правомерным внесение вещи в реестр бесхозяйного имущества с последующим приобретением в публичную собственность через суд.

В такой ситуации для того, чтобы сохранить за собой недвижимость без регистрации, необходимо заручиться помощью компетентного судебного юриста.

Помимо разработки убедительной правовой позиции, подтверждающей наличие оснований для признания имущество находящимся в законном владении лица, в соответствующих делах также является важным получение архивных документов, подтверждающих владение конкретного лица.

Понуждение к принятию бесхозяйного имущества в муниципальную собственность

В отдельных случаях может возникать необходимость, напротив, понудить орган местного самоуправления (или орган власти субъекта в городах федерального значения) обратиться за постановкой недвижимости на учет в качестве бесхозяйного имущества либо заставить принять бесхозяйную вещь в публичную собственность.

Особенно актуально это в отношении инженерных сетей и иных объектов инфраструктуры в случаях, когда они необходимы для обеспечения деятельности основного объекта (предприятия, жилых домов и т.д.), но его собственник не желает принимать на себя издержки по их содержанию.

Согласованная позиция судов относительно возможности понудить орган власти принять на учет бесхозяйную вещь также отсутствует.

В связи с этим для компетентного юриста представляется возможность обосновать суду необходимость поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества социально значимый объект.

В качестве надлежащих доказательств по таким делам могут быть приняты, в том числе, акты разграничения балансовой принадлежности объектов сетевого хозяйства, подтверждающие, что рассматриваемый участок сетей не относится к сфере эксплуатационной ответственности частных лиц, которые подключены к данной сети.

Правовой центр ДВА М имеет обширный опыт представления интересов частных лиц во взаимоотношениях с государственными органами.

Мы поможем Вам сформировать выигрышную правовую позицию, подготовим необходимые для защиты Ваших прав документы, а также возьмем на себя представление Ваших интересов во взаимодействии с органами государственной власти и в судебных инстанциях.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/oborot-ob-ektov-nedvizhimosti/beshozyajnaya-vesch

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.