Президиум верховного суда рассматривает дела

О странностях в устройстве президиума вс

Президиум верховного суда рассматривает дела

Президиум Верховного Суда – один из наиболее интересных и загадочных органов российской судебной власти.

Находясь на самой вершине судебной пирамиды, он больше, чем любой другой суд, даже Конституционный, напоминает собою «классические» верховные суды стран общего («прецедентного») права, в первую очередь США, Канады и Великобритании.

Формально он даже выше их, потому что представляет собою не третью, а пятую (!) инстанцию в судебной системе. Точно так же он обладает обширными полномочиями, вполне сопоставимыми с полномочиями верховных судов стран Запада.

Поэтому именно Президиум ВС, а вовсе не Верховный Суд РФ целиком, является ближайшим аналогом верховных судов англосаксонских юрисдикций.

В самом деле, в Верховном Суде США насчитывается лишь 9 судей, столько же в Верховном Суде Канады, в Верховном Суде Великобритании – 12, и во всех этих судах дела решаются в полном составе судей; однако штат российского Верховного Суда состоит из 170 человек, распределенных по многочисленным коллегиям и решающих дела в «тройках», и только Президиум Верховного Суда рассматривает дела в полном составе и, подобно англосаксонским верховным судам, представляет собой компактную коллегию, в которой должно быть 13 судей.

Должно быть? И где написано, что их тринадцать? Вот тут и начинается удивительное. В то время как размер Верховного Суда и каждой из его коллегий в отдельности устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде и специальным федеральным законом 2014 г.

, количество членов Президиума установлено всего лишь регламентом Верховного Суда, каковой регламент сам же Верховный Суд и принимает.

Таким образом, нарушена логика правового регулирования: размер нижестоящих инстанций – коллегий Верховного Суда – определяется законодательными актами весьма высокого уровня, а вот размер высшей инстанции установлен всего лишь подзаконным актом – «внутренним уставом» Верховного Суда, который может быть изменен самим Судом в любую минуту.

Никаких пределов его усмотрению не положено: к примеру, если Верховный Суд захочет учредить Президиум в составе 40 человек, то он вправе сделать это. Заметим, что единственный сравнимый по своему статусу с Президиумом судебный орган – Конституционный Суд РФ – ничего подобного сделать не может: количество судей в нем закреплено аж в самой Конституции, и требуются конституционные поправки, чтобы его изменить. А тут – всего лишь регламент…

Признаться, мне неведомо, в какой еще стране размер судебного ареопага регулируется столь легкомысленно и алогично. Возможно, в этом есть какой-то особый смысл, но он мне недоступен.    

На этом удивительное не кончается. Допустим, что 13 – это хорошая цифра; но в настоящее время реальное членов Президиума гораздо меньше: по факту, их всего лишь 10, и уже покрылись дымкой забвения те времена, когда Президиум был полностью укомплектован.

Непонятно, что именно год за годом мешает председателю Верховного Суда рекомендовать Президенту, а через него и Совету Федерации, каких-либо кандидатов на вакантные места, тем более что сам же Верховный Суд и определил эту цифру.

Ясно же, что количество членов и «полнота комплекта» судебного органа, а тем более высшего – это не пустой вопрос; напротив, от этого зависит исход дел, а имея в виду, что Президиум с давних пор взял за правило заниматься почти исключительно уголовными делами, то и людские судьбы от этого зависят! Будь там еще трое судей, чьи места давно пребывают вакантными, некоторые дела могли быть решены по-другому: недостающие члены Президиума могли бы ать иначе, нежели текущее большинство, или выдвинуть доводы, которые не пришли на ум остальным, и тем самым убедить их принять другую точку зрения.

Закон о Верховном Суде, не устанавливая число членов Президиума и, вопреки здравому смыслу, целиком отдавая этот вопрос на откуп самому Верховному Суду, тем не менее говорит, что решения Президиума принимаются большинством его членов, присутствующих в заседании.

А каков кворум? Сколько членов должно быть в заседании, чтобы Президиум был правомочен? На это закон отвечает, что заседание считается правомочным, если в нем присутствует большинство членов Президиума.

Но какое именно большинство? Большинство от комплекта – числа членов по штату, то есть 7 из 13-ти, или большинство от наличных членов, то есть 6 из 10? Будет ли решение законным, если в заседании присутствовали только шестеро? При просмотре выборки из решений Президиума за прошлый год мы обнаруживаем, что число членов в заседании никогда не опускается ниже семи. Вероятно, сам Президиум, «во избежание сомнений», старается придерживаться именно такого минимума. Вместе с тем, из конкретных решений видно, что семь – это не только фактический минимум, но и типичный состав, поскольку восемь судей присутствуют не так часто, а девять или десять – очень редко. К тому же львиная доля дел в Президиуме (примерно 3/4) посвящены рутинному возобновлению производства после решений ЕСПЧ, а возобновление происходит на основании представлений председателя Верховного Суда (которые неизменно удовлетворяются), вследствие чего он сам присутствует в Президиуме лишь в исключительных случаях (8 дел в прошлом году); обычно председательствует его первый заместитель, так что фактическое число лиц, регулярно участвующих в работе Президиума – лишь девять человек, то есть в полтора раза меньше, чем должно быть по регламенту.

И довольно понятно, почему всё складывается именно так. Дело в том, что устройство ВС наследует советской традиции, которая все высшие органы устраивала по модели политбюро.

В сталинское время везде были учреждены президиумы: Президиум ЦК КПСС, Президиум Совета Министров, Президиум Верховного Совета, Президиум Верховного Суда… Во всех этих президиумах заседали только «самые большие начальники».

Вот и Президиум ВС до сих пор строится по сталинской номенклатурно-иерархической модели: в нем заседают именно и только высокие начальники, судебные администраторы. Кроме председателя ВС, туда по должности входят его первый заместитель и шестеро других заместителей – председатели коллегий ВС.

Еще два места получили секретарь Пленума и председатель ВККС, который к тому же является председателем одного из судебных составов уголовной коллегии.

Поскольку иных персон, равных им по чину и должности, в Верховном Суде больше нет, оставшиеся три места годами пустуют: вероятно, считается, что председателям составов и простым судьям ВС не пристало входить в «политбюро» наравне с большими начальниками. Но входящие в него иерархи неизбежно загружены административной работой, поэтому отвлекаться на дела Президиума им должно быть не так-то легко. Нечего удивляться, что они так редко собираются в полном составе.

Между тем, нормальная модель высшей судебной инстанции противоположна советской модели. В норме, членами высшей инстанции должны быть не самые выдающиеся администраторы, а самые выдающиеся судьи.

Судопроизводство и конкретное правоприменение, с одной стороны, и управление большим учреждением, с другой – это совершенно разные занятия и даже разные профессии. Превосходное умение делать одно вовсе не означает умения столь же хорошо делать другое.

Но даже если предположить, что в нашем случае эти умения счастливо сочетаются в лице членов Президиума и они бесспорно самые лучшие юристы в Верховном Суде или даже всей судебной системе, то и тогда очевидно, что их административные занятия не могут не сказываться на рассмотрении конкретных дел, на чисто судебной работе. А ведь эти дела требуют полного внимания – от них и судьбы человеческие зависят, и направление судебной практики.

Наличие в Президиуме высших иерархов в лице председателей коллегий ВС порождает вдобавок и конфликт интересов, поскольку Президиум пересматривает решения этих коллегий в надзорном порядке.

Кто счел бы нормальной ситуацию, когда председатель апелляционного суда заседает в качестве судьи в кассационном суде, который пересматривает дела, поступающие из возглавляемой им нижестоящей инстанции? А ведь в случае Верховного Суда мы видим ровно то же самое, только на более высоких этажах судебной власти.

Из всего сказанного следует, что:

1) Число судей в самой высокой инстанции, хотя бы и 13, должно быть установлено законодательной властью, федеральным конституционным законом о Верховном Суде, а не внутренним регламентом;

2) Многолетнее наличие вакансий в Президиуме недопустимо – должны быть установлены четкие сроки, в течение которых их следует заполнять;

3) Число иерархов в Президиуме должно быть резко сокращено – думаю, вполне достаточно присутствия там председателя ВС и его первого заместителя;

4) Даже если в течение какого-то времени судебные иерархи и останутся в Президиуме ВС в нынешнем числе, к ним все равно следует добавить судей из числа рядовых членов ВС, а при рассмотрении дел из подчиненной ему коллегии председатель последней должен устраняться из числа членов Президиума во избежание конфликта интересов.

Конечно, этим не исчерпываются все желательные изменения – здесь указаны только те, которые необходимы, чтобы скорейшим образом привести устройство высшей инстанции к нормальности. Поскольку мы недавно вступили на стезю изменений системы государственного управления, сейчас самое время реформировать эту архаичную структуру.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/02/24/o_strannostyah_v_ustrojstve_prezidiuma_vs

Верховный Суд РФ

Президиум верховного суда рассматривает дела

Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Компетенция Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

– рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

– осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

При Верховном Суде РФ сформированы Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

Состав и структура Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ действует в составе Председателя, заместителей Председателя, судей и аппарата суда.

Председатель Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

– организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

– созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;

– созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;

– может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

– распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ;

– руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РФ;

– ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ:

– председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;

– образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в заседаниях судебных коллегий;

– осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

– представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий;

– вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

– организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;

– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Структуру Верховного Суда РФ образуют:

– Пленум Верховного Суда РФ;

– Президиум Верховного Суда РФ;

– Кассационная коллегия;

– Судебная коллегия по гражданским делам;

– Судебная коллегия по уголовным делам;

– Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ.

В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РФ:

– рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства;

– при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивает сообщения председателей верховных судов автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства;

– утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

– утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

– рассматривает и решает вопросы о выступлении в порядке законодательной инициативы;

– заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда РФ. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при наличии положительного заключения Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ принимается большинством членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

– в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

– рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Рассмотрение дел в Кассационной коллегии Верховного Суда РФ осуществляется судебными составами.

Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

Полномочия Кассационной коллегии Верховного Суда РФ:

– рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции;

– рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Рассмотрение судебных дел Кассационной коллегией Верховного Суда РФ осуществляется в соответствии с ГПК и УПК.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ – Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ – утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Полномочия судебных коллегий Верховного Суда РФ:

– рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Источник: https://studopedia.ru/2_9413_verhovniy-sud-rf.html

Рассмотрение дел в судах в условиях пандемии: новое Постановление Президиума ВС РФ и Президиума Совета судей от 8 апреля 2020 г

Президиум верховного суда рассматривает дела

Елизавета Молоснова

Старший юрист Юридической фирмы “Алимирзоев и Трофимов”

специально для ГАРАНТ.РУ

Президиум Верховного Суда и Президиум Совета судей РФ ограничили круг дел, которые могут быть рассмотрены судами в период так называемой самоизоляции.

После издания Постановления Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 18 марта 2020 г. № 808 (далее – Постановление № 808) в судах не было единого подхода к определению перечня дел, подлежащих рассмотрению.

Например, некоторые арбитражные суды рассматривали дела об административных правонарушениях и дела, по которым, стороны подали ходатайства о рассмотрении в их отсутствие, о чем было заявлено на сайтах судов. Рассмотрение таких дел не было прямо предусмотрено Проставлением № 808.

В судах общей юрисдикции подобные объявления не публиковали, однако по факту подобные дела иногда рассматривали.

8 апреля 2020 года Президиум Верховного суда РФ и Президиум Совета Судей издали Постановление № 821 (далее – Постановление № 821), в соответствии с которым до 30 апреля в судах по-прежнему приостановлен личный прием граждан (как и на основании ранее принятого Постановления №808), судам рекомендовано рассматривать только отдельные категории дел, перечень которых теперь несколько расширен.

Так, в Постановлении № 821 указаны следующие категории дел, подлежащих рассмотрению судами в период до 30 апреля:

  • категории дел безотлагательного характера;
  • дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства;
  • дела, рассматриваемые в порядке приказного производства;
  • дела, по которым стороны направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Категория дел “безотлагательного характера”теперь включает следующие дела:

  • об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения;
  • о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным;
  • дело о дисциплинарных проступках военнослужащих;
  • заявления об обеспечении иска;
  • некоторые дела об административных правонарушениях.

К делам безотлагательного характера теперь отнесены дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка проведения выборов и референдума, дела, по которым в качестве административного наказания может быть назначен административный арест, административное выдворение, а также административное приостановление деятельности.

Перечень дел, относящихся к безотлагательным, остается открытым.

Напомним, что Постановление № 821 (равно как и ранее принятое Постановление № 808) само по себе не влечет полную остановку работы судов или, как пишут во многих СМИ, закрытие судов. Несмотря на объявление нерабочих дней суды продолжают работать: принимают процессуальные документы и рассматривают некоторые дела.

Как уже показала практика, круг дел, которые могут быть рассмотрены судом в период самоизоляции, определяется в каждом суде индивидуально, единый подход до сих пор отсутствовал.В арбитражных судах г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Московской области к делам безотлагательным были отнесены обособленные споры в рамках дел о банкротстве по вопросу выплаты из конкурсной массы должника денежных средств, необходимых должнику-гражданину по состоянию здоровья, для приобретения дорогостоящих лекарственных препаратов (о чем опубликованы объявления на сайтах судов). Кроме того, как следует из сообщений на сайте, данные суды рассматривали дела об административных правонарушениях, без указания отдельных категорий.

Примечательно, что в п. 3 Постановления № 821 указано, что судам рекомендовано рассматривать перечисленные в постановлении категории дела. Не исключено, что суды, рассматривавшие все дела об административных правонарушениях (без изъятий) продолжат данную практику, а также начнут рассматривать и иные категории дел.

Такое право предоставляет судам п. 4 Постановления № 821, согласно которому суды вправе самостоятельно принимать решение о рассмотрении иных дел, с учетом обстоятельств и мнения лиц, участвующих в деле. То есть стороны теперь получают возможность убедить судью рассмотреть дело, не дожидаясь окончания самоизоляции.

Закон предусматривает рассмотрение некоторых заявлений и жалоб без вызова сторон и без проведения судебного заседания. В период самоизоляции суды продолжают рассматривать данные заявления и жалобы. Перечень таких заявлений и жалоб достаточно широк:

  • заявления об обеспечении иска(ст. 141 ГПК РФ, ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ, ч. 3 ст. 87 КАС РФ);
  • заявления об отмене обеспечения иска (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ, ч. 2 ст. 97 АПК РФ);
  • апелляционные жалобы на определение арбитражного суда о передаче дела на рассмотрение другого суда (ч. 5 ст. 39 АПК РФ);
  • заявления об исправлении описок, арифметических ошибок, допущенных в судебных актах (ч. 4 ст. 179 АПК РФ,ч. 1 ст. 203.1 ГПК РФ, ч. 2.1 ст. 183 КАС РФ);
  • заявления о разъяснении судебного акта (ч. 4 ст. 179 АПК РФ,ст. ч. 1 ст.203.1 ГПК РФ);
  • заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка его исполнения, индексации присужденных денежных сумм (ч. 1 ст. 203.1 ГПК РФ);
  • частные жалобы на определения судов общей юрисдикции (кроме жалоб, которые рассматриваются в судебном заседании с вызовом сторон, ч. 3 ст. 333 ГПК РФ, ч. 2 ст. 315 КАС РФ);
  • кассационные жалобы на апелляционные определениясудов общей юрисдикции, вынесенные по результатам рассмотрения частных жалоб (ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ, ст.327.1 КАС РФ);
  • кассационные жалобы на судебные приказы (ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ, ст. 327.1 КАС РФ, ч. 2 ст. 288.1 АПК РФ). Данная категория дел предусмотрена Постановлением ВС РФ от 18 марта 2020 г.;
  • кассационные жалобы на решения мировых суде (ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ);
  • кассационные жалобы на апелляционные определения районных судов (ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ);
  • апелляционные жалобы по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства (ст. 335.1 ГПК РФ).Данная категория дел предусмотрена Постановлением ВС РФ от 18 марта 2020 г.;
  • кассационные жалобы по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства (ч. 10 ст. 379.5 ГПК РФ, ст. 327.1КАС РФ , ч. 2 ст. 288.1 АПК РФ, ч. 6.1 ст. 291.12 АПК РФ).Данная категория дел предусмотрена Постановлением № 821;
  • жалобы на определения кассационного суда общей юрисдикции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения и о возвращении кассационных жалобы (ст. 379.2 ГПК РФ).

Заседания по другим делам, многие суды откладывают, при этом по телефону работника аппарата судов часто сообщают, что подавать ходатайство об отложении судебного заседания не требуется, суд отложит заседание, руководствуясь Постановлением.

Вместе с тем, к примеру, на сайте Нижегородского областного суда опубликовано объявление, согласно которому суд продолжит рассматривать все категории дел в ранее назначенные даты, но в отсутствие сторон.

В случае если стороны намерены лично участвовать в судебном заседании, необходимо подать соответствующее ходатайство об отложении. Полагаем, что, учитывая на введенные в некоторых регионах ограничения передвижения, данный подход не бесспорен.

Лицо, участвующее в деле, может обжаловать судебный акт, заявив об ограничении права на судебную защиту.

Как видно, в последние три недели у судов не было единого подхода к определению режима работы судов и перечня дел, которые суды могут рассматривать. Постановление № 821 частично закрепила сложившуюся практику, но, вместе с тем, предоставляет судам право самостоятельно определять, какие дела будут рассмотрены в судебном заседании.

В этих условиях следует в каждом конкретном случае заранее уточнять, состоится ли судебное заседание по делу, будет ли оно отложено.

Даже если работник аппарата суда сообщит, что заседание будет отложено, мы рекомендуем направить в суд ходатайство об отложении судебного разбирательства, в обоснование отложения сослаться на Постановление № 821.

Такое ходатайство может быть направлено в суд по почте, а также через электронные сервисы для подачи документов, для арбитражных судов – Мой Арбитр, для судов общей юрисдикции – ГАС Правосудие.

Для электронной подачи документов в суд требуется иметь подтвержденную учетную запись физического лица в ЕСИА. Наличие усиленной квалифицированной электронной подписи в данном случае не требуется (приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2016 г. № 252).

В случае если суд все же рассмотрит дело в ваше отсутствие, в апелляционной жалобе вы можете указать, что суд нарушил положения Постановления № 821, а также ограничил Ваше право на судебную защиту. Данный аргумент будет особенно актуален, если из-за рассмотрения дела в ваше отсутствие вы не смогли приобщить к делу новые доказательства, влияющие на исход дела.

досудебное производство, здравоохранение, ИП, коронавирус, права человека, судебная практика, судебная система, судопроизводство, физлица, юрлица, ВС РФ, Елизавета Молоснова

Подписаться на наш канал в Яндекс.Дзене

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/molosnova/1344689/

Статья 391.12 ГПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора (действующая редакция)

Президиум верховного суда рассматривает дела

Гражданский процессуальный кодекс, N 138-ФЗ | ст. 391.12 ГПК РФ

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления.

В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления.

При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постоянная ссылка на документ URL документа [скопировать] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать] BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

  • Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС16-11780, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Предприниматель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой. В своем обращении заявитель полагает, что его жалоба должна быть рассмотрена по правилам статей 391.1, 391.2, 391.3, 391.9, 391.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Однако данная позиция основана на ошибочном толковании норм закона. Заявитель в жалобе ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм права…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 8ПВ16, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, надзор На основании изложенного, руководствуясь статьями 3919, 39110, пунктом 2 части 1 статьи 391 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. отменить…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 9ПВ12, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, надзор неправильного, ограничительного толкования положений п.1 ч. 3 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного, в соответствии с полномочиями Президиума Верховного Суда Российской Федерации, предусмотренными п. 2 ч. 1 ст. 391.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации…

Источник: https://www.zakonrf.info/gpk/391.12/

Президиум Верховного Суда РФ принимает постановления

Президиум верховного суда рассматривает дела

Большинством членов Президиума, участвующих в заседа-

Нии.

Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими пол-

номочиями:

В пределах своей компетенции рассматривает дела в поряд-

Ке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и

вновь открывшихся обстоятельств);

Рассматривает материалы изучения и обобщения судебной

практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных кол-

легий и аппарата Верховного Суда РФ;

Оказывает помощь нижестоящим судам в правильном при-

Менении законодательства, координируя эту деятельность с Мини-

стерством юстиции РФ;

Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему за-

Конодательством.

Президиум Верховного Суда РФ:

— в надзорном порядке рассматривает гражданские дела по

Жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения

и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой ин-

станции; определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ

и на определения Судебной коллегии по гражданским делам Вер-

Ховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на опре-

Деления Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в

Кассационном порядке (п. 5 ч. 2 ст. 377 ГПК), а по уголовным делам

— на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ,

приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам

Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ,

Постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного

заседания (п. 5 ст. 403 УПК);

— рассматривает заключение прокурора о необходимости во-

Зобновления производства по уголовному делу ввиду новых или

Вновь открывшихся обстоятельств в отношении определений Касса-

Ционной коллегии Верховного Суда РФ, а также определений Су-

Дебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Вер-

Ховного Суда РФ, вынесенных ими в ходе производства по уголов-

Ному делу в качестве суда второй или надзорной инстанции (п. 5 ч. 1

Ст. 417 УПК); — пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам

Свои вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам по-

Становления, которыми изменено решение суда первой инстанции

Или постановлено новое решение (ст. 393 ГПК).

Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Их состав, по-

Рядок формирования, полномочия

Общая характеристика

В состав Верховного Суда РФ входят:

— Судебная коллегия по уголовным делам,

— Судебная коллегия по гражданским делам,

— Военная коллегия,

— Кассационная коллегия.

Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по

Гражданским делам и Военная коллегия рассматривают дела, под-

судные Верховному Суду РФ, в следующих составах:

В первой инстанции гражданские и уголовные дела рассмат-

ривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;

Дела по кассационным жалобам и представлениям на реше-

ния, приговоры, определения и постановления непосредственно ни-

Жестоящих судов (верховных судов республик, краевых, областных

Судов, окружных военных судов и т. п.), принятые ими в первой ин-

Станции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая

из трех судей;

Дела по надзорным жалобам и представлениям на решения,

приговоры, определения и постановления судов, вступившие в силу,

Рассматривает коллегия, состоящая не менее чем из трех судей.

Гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам

Рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех

Судей, уголовные дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоя-

Тельств — коллегия, состоящая из трех судей.

Порядок формирования Судебной коллегии по гражданским

Делам, Судебной коллегии по уголовным делам, и Военной коллегии

Верховного Суда РФ одинаков, но он отличается от того, как обра-

Зовывается Кассационная коллегия Верховного Суда РФ.

Согласно ст. 63 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»

Первые три коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ

Из числа судей Верховного Суда РФ. Кассационная же коллегия

Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации Федерально-

Го Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на

Представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном

Заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда

РФ. Законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР» определен и коли-

Чественный состав последней. Кассационная коллегия Верховного

Суда РФ состоит из председателя Кассационной коллегии Верховно-

Го Суда РФ и 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная _______коллегия

По уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ рас-

Сматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда пер-

Вой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по

Вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открыв-

шихся обстоятельств).

Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ

Подсудно рассмотрение в первой инстанции уголовных дел в отно-

Шении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы,

судьи федерального суда при наличии соответствующего ходатай-

Ства обвиняемого, заявленного до начала судебного разбирательст-

Ва, а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным консти-

Туционным законом и федеральным законом к подсудности Вер-

Ховного Суда РФ (ч. 4 ст. 31 УПК).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда

РФ по первой инстанции рассматривает дела:

— об оспаривании ненормативных правовых актов Президен-

Та РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собра-

ния РФ, ненормативных правовых актов Правительства РФ;

— об оспаривании нормативных правовых актов Президента

РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и норматив-

Ных правовых актов иных федеральных органов государственной

Власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граж-

дан и организаций;

— об оспаривании постановлений о приостановлении или

прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

— о приостановлении деятельности или ликвидации полити-

Ческих партий, общероссийских и международных общественных

Объединений, о ликвидации централизованных религиозных орга-

Низаций, имеющих местные религиозные организации на террито-

риях двух и более субъектов Российской Федерации;

— об обжаловании решений (уклонения от принятия реше-

Ний) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением

Решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избиратель-

ных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

— по разрешению споров между федеральными органами го-

Сударственной власти и органами государственной власти субъек-

Тов Российской Федерации, между органами государственной вла-

Сти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение

В Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85

Конституции РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда

РФ рассматривает также иные отнесенные федеральным законом к

Подсудности Верховного Суда РФ гражданские дела (ст. 27 ГПК).

Так, к примеру, ею подлежат рассмотрению жалобы Центральной

Избирательной комиссии РФ на нарушения избирательных прав гра-

Ждан и прав граждан на участие в референдуме, если они касаются

Значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нару-

Шение приобрело особое общественное значение (ч. 10 ст. 75 Феде-

Рального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и

Права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В кассационном порядке Судебная коллегия по уголовным де-

Лам и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда

РФ проверяет законность и обоснованность не вступивших в закон-

Ную силу решений, приговоров, определений и постановлений при-

Нятых в первой инстанции верховными судами республик, краевы-

ми, областными судами, судами городов федерального значения, су-

Дом автономной области и судами автономных округов (п. 2 ч. 3 ст.

УПК, п. 2 ч. 1 ст. 337 ГПК).

Помимо того Судебная коллегия по уголовным делам Верхов-



Источник: https://infopedia.su/3x70ab.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.