Правила подведомственности гражданских дел

Содержание

Понятие подведомственности. Общие правила подведомственности гражданских дел суду общей юрисдикции

Правила подведомственности гражданских дел

Дело может быть возбуждено только в том случае, если его рассмотрение и разрешение отнесены к компетенции суда или, как это принято называть в российском процессуальном праве, его подведомственности.

Объективная необходимость существования института подведомственности состоит в том, что в любом государстве складывается система органов, наделенных правом разрешать конфликты юридического характера, и, как следствие, возникает потребность в разграничении компетенции в указанной сфере. Подведомственность гражданского дела является необходимым и безусловным основанием возникновения процесса по делу и рассмотрения его судом. Граница, определенная подведомственностью, считается для времени возбуждения гражданского дела твердой и определенной, поэтому она и может иметь значение предпосылки права на доступ к правосудию.

Понятию подведомственности в юридической литературе уделялось достаточно много внимания. Однако до сих пор в литературе не сложилось единого подхода к определению содержания данного правового института.

В широком смысле понятие подведомственности охватывает совокупность вопросов, которые в силу закона или подзаконного правового акта должны разрешаться тем или иным органом государственной власти или местного самоуправления[285].

Такое понятие подведомственности во многом схоже с тем, которое было выработано в дореволюционной литературе.

По сути, как таковой подведомственности в процессуальном законодательстве дореволюционного периода сформулировано не было. Однако существовал институт “ведомства”, который определял круг дел, подлежащих рассмотрению в том или ином органе.

Институт подведомственности в советском гражданском процессе был связан с деятельностью государственных и общественных органов, поэтому подведомственность дел судебным органам понимали как “разграничение компетенции между ними, с одной стороны, и иными государственными и общественными органами – с другой, по рассмотрению и разрешению гражданских дел”[286]. Современное российское законодательство, основанное на Конституции РФ и международных стандартах, закрепило правило о том, что правосудие может осуществлять только суд.

В литературе понятие “подведомственность” употребляется в различных смыслах:

а) как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;

б) как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, расположенных в различных отраслевых нормативных актах, определяющих ту или иную форму защиты права;

в) как предметная компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций по рассмотрению и разрешению споров и иных правовых вопросов;

г) как предпосылка права на обращение в суд

Институт подведомственности юридических дел, как отмечал Ю.К. Осипов, решает задачу разграничения компетенции органов, наделенных правом разрешать юридические дел.

По мнению Ю.К.

Осипова, “институт подведомственности в правовом регулировании общественных отношений играет роль распределительного механизма, с помощью которого государство обеспечивает подключение к нему различных форм разрешения юридических дел в соответствии с характером тех общественных отношений, из которых эти дела возникают. Действие этого механизма обеспечивается путем указания в законе на определенные критерии, в зависимости от которых конкретные дела поступают на разрешение указанных в законе органов”[287].

Указанный автор определяет подведомственность как «круг споров о праве и иных материально-правовых вопросов индивидуального значения, разрешение которых отнесено к ведению тех или иных органов государства, общественности либо органов смешанного характера»[288].

Д.Н. Бахрах справедливо указывает на то, что «подведомственность – неотъемлемая часть компетенции. В то же время это определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима.

Ведать делами – значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и коллективных субъектов права.

Для лидирующих субъектов подведомственность – это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными объектами властного воздействия, обязывает их производить определенные действия, решать дела, составлять документы и т.д.

Она определяет предметные, территориальные границы полномочий. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность означает ее правовую зависимость от того, кто ведает, уполномочен, кому подведомственны дела, вопросы, иные объекты властного воздействия»[289].

По мнению В.В. Яркова «подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами»[290]

Таким образом, подведомственность-это совокупность гражданских процессуальных норм, устанавливающих границы полномочий различных органов по рассмотрению и разрешению юридических дел, а также порядок их реализации.

Сходный характер с категорией подведомственности имеет термин «подсудность».

В отличие от подведомственности, которая регулирует относимость юридических дел к различным юрисдикционым органам, подсудность является категорией более узкого порядка, поскольку распределяет дела только между различными судами, притом не всеми, а входящими в одну систему судов (например, судов общей юрисдикции или арбитражных судов)[291].

Правовую основу института подведомственности составляет ст. 46 Конституции РФ. Из нее следует:

а) все дела по спорам о защите прав, свобод или охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц подведомственны судам без каких-либо ограничений, т.е. независимо от того, имеется ли специальная норма, устанавливающая или исключающая такую подведомственность;

б) другие дела, в которых нет спора о защите прав, свобод или охраняемых законом интересов, подведомственны судам лишь в случаях, предусмотренных законом. К последним, например, можно отнести дела об усыновлении (удочерении), переданные в подведомственность судов общей юрисдикции Федеральным законом, принятым 18 июля 1996 г., дополнившим ГПК РСФСР 1964 г. гл. 29.1 (в ГПК РФ – гл. 29).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РСФСР и ст. 123 ГПК РСФСР в связи с жалобами ряда граждан были изложены следующие правовые позиции.

В соответствии со ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ во взаимосвязи со ст. ст. 17 (ч. ч. 1, 2), 15 (ч. 1) Конституции РФ, ст. ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и ст.

14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года каждому принадлежит право на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда, означающее, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно.

Законом должны быть закреплены критерии, которые в нормативной форме предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное гражданское дело, что позволило бы суду, сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством правоприменительного решения, т.е.

дискреционным полномочием правоприменительного органа, и тем самым определять подсудность дела не на основании закона[292].

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г №13-П по делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона.

“О прокуратуре Российской Федерации” сказано, что из Конституции РФ вытекает принцип правосудия, в силу которого надлежащим судом для рассмотрения дела признается суд, компетенция которого определена законом, обосновывающим как разграничение видов судебной юрисдикции, так и определение предметной, территориальной и инстанционной подсудности. Необходимость определения законом надлежащего суда для каждого дела исключает нечеткое или расширительное определение судебной компетенции, допускающее ее произвольное истолкование правоприменителем.

Неограниченность права на судебную защиту и устройство судебной системы Российской Федерации (наличие в ней двух самостоятельных подсистем: судов общей юрисдикции и арбитражных судов, – а также обособленного органа, не имеющего “своей” подсистемы, – Конституционного Суда РФ) требует особой четкости в регулировании института подведомственности дел судам – в разграничении предметной компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а также между этими судами и Конституционным Судом РФ[293].

Общее правило разграничения подведомственности гражданских дел между судами вытекает из особенностей судебной системы Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=IEKhECZKqYE

ФКЗ «О судебной системе» в ст.4 устанавливает следующую систему судов в РФ:

1) Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2) система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ. Арбитражные суды рассматривают экономические споры между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

3) система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ.

Особенность судебной системы состоит в том, что Конституционный Суд РФ и арбитражные суды рассматривают только те категории дел, которые отнесены законами к их ведению.

Суды общей юрисдикции не имеют строго определенной предметной компетенции и рассматривают все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции указанных судов.

Согласно ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ;

4) дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй статьи 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Исходя из этого, в указанной статье приведен лишь примерный перечень наиболее распространенных категорий дел, подведомственных судам общей юрисдикции, с участием самых разнообразных субъектов (граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических правоотношений.

Этот перечень не является исчерпывающим. Судам общей юрисдикции подведомственны и другие исковые дела, которые могут возникнуть из каких-либо иных правоотношений, не перечисленных в ч. 1 ст. 22 ГПК РФ.

Конституционный Суд РФ в Определении от 17.06.

2013 N 974-О указал на то, что федеральный законодатель, установив в статье 22 ГПК Российской Федерации категории дел, разрешение которых отнесено к компетенции судов общей юрисдикции, конкретизировал тем самым статью 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а потому оспариваемое законоположение, относящее к подведомственности судов общей юрисдикции исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, не является неопределенным и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан[294].



Источник: https://infopedia.su/19x4110.html

Понятие подведомственности гражданских дел и его законодательное закрепление. Виды подведомственности

Правила подведомственности гражданских дел

ГПК РФ не дает легального определения понятия подведомственности. В юридической литературе также отсутствует определение, которое признавалось бы большинством авторов и не вызывало дискуссий.

Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве пред­метную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых спо­ров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Иначе, подведомственность — это закрепленная законом относимость дел к ведению различных органов, полномочных их рассматривать и разрешать.

Институт судебной подведомственности – совокупность процессуальных норм, устанавливающих правила и условия, с помощью которых определяется возможность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):

  • суд;
  • арбитражный суд;
  • третейский суд.

Критерии определения судебной подведомственности (из научной литературы):

  1. круг дел, отнесенных законом к ведению суда (учитывается характер дела);
  2. компетенция суда (полномочия суда на разрешение гражданских дел, отнесенных к ведению суда);
  3. судебная юрисдикция в отношении дел, отнесенных к ведению суда.

Для определения подведомственности дел различных видов су­допроизводства (искового, особого, приказного и т.д.) применяются разные правила.

Подведомственность гражданских дел судам

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

  1. исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  2. дела по указанным в ст. 122 Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
  3. дела особого производства, указанные в ст. 262 Кодекса;
  4. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  5. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
  6. дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Виды подведомственности

В теории гражданского процессуального права и в законода­тельстве различают несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации.

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

    • исключительной,
    • альтернативной,
    • условной,
    • определяе­мой по связи требований.

Исключительная подведомственность

Исключительная подведомственность означает, что конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким-либо органом.

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Альтернативная подведомственность существует тогда, когда спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом), однако обязательность обращения в этот орган не закреплена.

Альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Например, действия (бездействие, решение) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или органу.

Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам (некоторые авторы выделяют её как договорную подведомственность). Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного (досудебного) порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Например, в силу ч. 2 ст.

138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-podvedomstvennosti-grazhdanskich-del-i-ego-zakonodatelnoe-zakreplenie-vidi-podvedomstvennosti

Подведомственность гражданских дел: понятие, виды, отличия от подсудности

Правила подведомственности гражданских дел

Подведомственность гражданских дел – это совокупность факторов, позволяющих определить организацию, в которую следует обращаться для разрешения споров и проблемных вопросов. Рассмотрим, что такое подведомственность, чем отличается от подсудности, какие бывают виды и как понять, куда подавать заявления и жалобы по разным категориям дел.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Что такое подведомственность?

Подведомственность в гражданском процессе – это понятие, разграничивающее предметную компетенцию судов, органов государственной и муниципальной власти, нотариата, и иных организаций, которым предоставляется право рассмотрения споров.

Простыми словами: подведомственность предполагает, что спор можно разрешить не только в суде, но и через другие учреждения. Однако есть исключительная подведомственность, когда конфликты разрешаются только в судах. Рассмотрим все виды более подробно.

Виды подведомственности в гражданских делах

В гражданском законодательстве подведомственность делится на несколько видов:

  • альтернативную;
  • исключительную;
  • условную;
  • императивную.

Императивная подведомственность

Под императивной подведомственностью подразумевается обязательное объединение в одно дело нескольких требований, подлежащих рассмотрению в разных судах: например, в суде общей юрисдикции и арбитражном.

Важно! Если часть требований рассматривается районным, и еще одна часть – арбитражным судом, — разбирательство должно проходить в суде общей юрисдикции, если разделение невозможно (ст. 22 ГПК РФ).

Если требования разделяются, судья выносит определение об отказе в принятии иска, который должен рассматриваться арбитражным судом, и принимает требования, относящиеся к компетенции суда общей юрисдикции.

Кратко: понятие подведомственности актуально, если нужно определить, куда именно обращаться для решения проблемы.

Виды подсудности

Многие люди часто путают понятия «подведомственность» и «подсудность», в то время как между ними есть колоссальные отличия. Подсудность означает распределение разных категорий дел между судами.

Например, арбитражный суд не может рассматривать дела о взыскании алиментов, а районный – экономические споры юридических лиц.

Подсудность определяется гл. 3 ГПК РФ, где дела распределяются между разными судами:

  • мировыми;
  • районными;
  • военными или специализированными;
  • краевыми, областными, верховными судами республик;
  • верховным судом РФ.

Подсудность бывает родовой и территориальной, последняя делится на несколько подвидов. Рассмотрим все нюансы подробно.

Родовая подсудность

Родовая (предметная) подсудность определяется по предмету иска, разграничивается между судами первой инстанции по вертикали и определяется несколькими параметрами:

  • характером дела, предметом спора;
  • исковыми требованиями.

С точки зрения родовой подсудности споры делятся на подсудные мировым, районным, областным (краевым, городским, республиканским), Верховному суду РФ.

Здесь происходит разграничение компетенций судов: например, мировой не может рассматривать дела, подсудные районному, а районный не вправе разрешать споры, подведомственные областному.

Территориальная подсудность

При территориальной подсудности гражданские дела, подсудные судам одного уровня, разграничиваются в пространстве (по территории).

Простыми словами: в данном случае подразумевается выбор конкретного суда для подачи заявления в зависимости от места жительства истца или ответчика.

По отдельным категориям дел истец может делать выбор самостоятельно, но есть споры, где применяется исключительная подсудность, определяемая ГПК РФ.

Исключительная подсудность

Исключительная подсудность устанавливается ст. 30 ГПК РФ.

По отдельным категориям дел иски могут подаваться только в конкретные суды в зависимости от установленной территории:

  • оспаривание, установление прав на земельные участки, недра, здания, строения, нежилые и жилые помещения, снятие ареста с имущества – по адресу расположения объектов;
  • взыскание кредитной задолженности кредиторами после смерти заемщиков при вступлении правопреемников в наследство – по месту открытия наследственного дела;
  • споры по договорам перевозки – по месту расположения компаний-перевозчиков;
  • защита интересов группы лиц, в том числе по потребительским спорам – по адресу проживания или регистрации ответчика.

Пример исключительной подсудности:

Мужчина при жизни взял кредит на сумму 2 000 000 руб., через несколько месяцев умер. Остаток задолженности составил 1 700 000 руб.

По закону долги наследуются в пределах стоимости наследуемого имущества.

Наследственное дело открыто в другом городе, поэтому представителям банка для взыскания денег с правопреемников придется ехать туда согласно правилам исключительной подсудности.

Альтернативная подсудность

Альтернативная подсудность регламентируется ст. 29 ГПК РФ и предоставляет истцам право обращаться в любые суды: как по своему месту жительства, так и по адресу проживания ответчика.

По каким делам истец может подать заявление в судебный орган по адресу своего проживания:

  • расторжение брака, если с истцом проживает ребенок или поездка в суд по адресу проживания ответчика затруднительна из-за плохого состояния здоровья;
  • определение отцовства, взыскание алиментов;
  • возмещение вреда жизни и здоровью по вине ответчика;
  • пенсионные, жилищные споры о правах;
  • возмещение морального вреда за нарушение закона о персональных данных;
  • восстановление трудовых прав.

Обратите внимание! В исковом заявлении истец обязан указать адрес проживания ответчика. Если он неизвестен, иск подается по последнему известному адресу или в суд по местонахождению его имущества.

Договорная подсудность

Согласно ст. 32 ГПК РФ, стороны по конкретному делу могут самостоятельно изменить территориальную подсудность по предварительной договоренности.

Это возможно только до принятия иска к производству. Исключение – родовая и исключительные подсудности: они определяются ГПК РФ, поэтому по согласованию меняться не могут.

Подсудность связанных дел

Здесь подразумевается возможность предъявления иска по месту жительства одного ответчика, если их несколько и все проживают в разных местах. При объединении требований истец вправе выбрать конкретный суд самостоятельно.

Пример подсудности связанных дел:

Группа людей из хулиганских побуждений повредила автомобиль гражданина. Он обратился в полицию, их привлекли к уголовной ответственности. Собственник машины решил взыскать компенсацию за причиненный имуществу вред. Для этого он подал в суд заявление по месту проживания одного из виновников, т.к. все зарегистрированы в разных субъектах РФ.

Кратко: в отличие от подведомственности, подсудность затрагивает исключительно суды. Понятие используется для определения компетенции судов по конкретным делам.

Подведомственность и подсудность: отличия

Эти два понятия отличаются по критериям:

ПонятиеСмыслПорядок определенияПоследствия нарушения
ПодсудностьИспользуется только по отношению к судам, разграничивает их компетенциюОпределяется после уточнения подведомственностиЕсли человек обратился не в тот суд, материалы дела передаются в соответствующий судебный орган
ПодведомственностьПрименяется к судам, муниципальным и государственным учреждениям, иным организациямПри возникновении проблемы гражданином определяется сначала подведомственность, т.е. госорган, куда следует обращатьсяПри нарушении подведомственности делу по заявлению гражданина ход не дается

Как определить подведомственность?

Чтобы определить, куда обращаться, достаточно сделать несколько простых шагов:

  1. Определить характер проблемы. Например, споры с работодателями зачастую решаются через Государственную трудовую инспекцию, по ЖКХ – через Жилищную инспекцию.
  2. Посмотреть, есть ли основания для обращения в суд и обязателен ли досудебный порядок урегулирования.

Если основания для подачи иска есть, устанавливается предмет спора, а затем уточняется родовая подсудность. После этого нужно определиться с территориальной и узнать, куда направлять заявление – по месту жительства истца, ответчика, или расположению имущества.

Пример:

Мужчина работает в организации, за мелкое нарушение работодатель делает ему замечание с занесением в личное дело.

Гражданин посчитал, что это негативно отразится на его карьере, и пожаловался в Государственную инспекцию по охране труда, т.к. с учетом правил подведомственности такие дела разрешает именно эта организация.

Однако для отмены приказа мужчине пришлось обратиться в суд, т.к. инспекция нарушений со стороны руководителя не выявила.

Согласно правилам подсудности, дело рассматривалось районным судом по месту нахождения предприятия. Решение вынесено в пользу истца, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания отменен.

Заключение Эксперта

Подведомственность гражданских дел делится на несколько категорий: альтернативную, условную, императивную, исключительную.

При определении суда, в котором будут проходить разбирательства, большое значение имеет подсудность – именно от нее зависит, куда истец будет обращаться.

Если у вас остались вопросы или вам требуется помощь в судебных разбирательствах, оставьте сообщение нашим юристам. Вам ответят в короткие сроки и сделают все для быстрого решения вашей проблемы с правовой точки зрения.

Ответы юриста на популярные вопросы

Хочу развестись с мужем, взыскать с него алименты на себя и ребенка. Куда мне обращаться?

Дело подлежит рассмотрению в мировом суде, если нет спора о ребенке. Заявление можно подать по своему адресу или месту регистрации ответчика – выбор предоставляется истцу.

Мы с мужем хотим развестись, но не можем согласовать, с кем останется общий сын. В какой суд подавать заявление?

Если нужно определение места жительства ребенка, иск подается в районный суд.

Мне нужно взыскать с магазина компенсацию вреда здоровью, причиненного мне при употреблении некачественных продуктов, купленных в нем. В какой суд обращаться?

Вы можете подать иск в районный суд по своему адресу или адресу ответчику – на ваш выбор.

Что делать, если я не знаю, где зарегистрирован ответчик?

В таком случае иск подается по последнему известному адресу регистрации ответчика, либо по месту расположения его имущества.

Хочу оспорить увольнение и восстановиться на рабочем месте. Куда мне обращаться?
Иски по таким делам подаются в районные суды по адресу регистрации организации-работодателя.

Источник: https://SocPrav.ru/podvedomstvennost-grazhdanskih-del

Подведомственность гражданских дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции

Правила подведомственности гражданских дел

Здравствуйте, уважаемые читатели! На блоге был месячный застой, новые статьи не появлялись и никаких вестей от меня не было. Причина проста — был в отпуске. Решил взять небольшой тайм-аут и сейчас вновь берусь за дело.

Сегодня поговорим о том, как определить подведомственность гражданских дел. Меня уже просили осветить тему подведомственности и подсудности. Выполняю просьбу. Хотел сперва в одной статье рассказать и о том, и о другом. Позже понял, что статья получится слишком объемной и запутанной. Поэтому предлагаю рассмотреть все по отдельности.

1. Что такое подведомственность?
2. Судебная система в Российской Федерации
3. Общее правило определения подведомственности спора
4. Специальные правила подведомственности дел арбитражным судам

В конце статьи вас ждет очень полезный материал для скачивания. Так что внимательно читайте статью до конца!

Судебная система в Российской Федерации

Гораздо проще будет вместо длинного описания просто привести схему судебной системы.

Итак, если идти снизу, то у нас есть суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Обе эти системы возглавляет с недавнего времени ВС РФ. Раньше, систему арбитражных судов возглавлял ВАС РФ, который был упразднен в 2015 году.

https://www.youtube.com/watch?v=aO4hVPbKNdw\u0026list=PLd16MNw33FYzlvlJnRLWcbqaMp_X33Dl1

Есть КС РФ — орган конституционного контроля. В некоторых регионах образованы конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Помимо государственных судов есть еще третейские.

Если не ограничиваться рамками России, то есть международные суды (например, всем известный Европейский суд по правам человека — ЕСПЧ). Также случается, что спор может быть подведомственен суду иностранного государства. Чаще всего это споры по сделкам с иностранным элементом. Но не всегда.

Теперь можно перейти непосредственно к критериям подведомственности.

Общее правило определения подведомственности спора

Для дальнейшего понимания вопроса необходимо кратко рассмотреть виды подведомственности:

  • альтернативная — спор уполномочен решать не только суд, но и иной несудебный орган или должностное лицо (например, нотариус, антимонопольная служба, комиссия по трудовым спорам и т. д.);
  • исключительная — спор может быть разрешен только судом (обычно именно здесь и возникает вопрос — какой именно суд?);
  • условная — перед обращением в суд необходимо соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования спора (в арбитражном процессе с 1 июня он станет обязательным в силу закона);
  • подведомственность, определяемая по связи требований — если заявляется несколько требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, и их разделение невозможно, то спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Сейчас нас интересует исключительная подведомственность, когда спор может быть разрешен только судом. И условная — если претензия не будет удовлетворена, то все-равно придется искать правду в суде.

Возникает вопрос — в каком суде в плане подведомственности? Чаще всего выбирать приходится между судом общей юрисдикции и арбитражным судом (дальше для удобства буду писать сокращенно СОЮ и АС соответственно). Как определить, в какой из них подавать исковое заявление?

Для этого сперва нужно сам спор «пропустить» через систему двух вопросов.

Первый вопрос — является ли спор экономическим или связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности?

Если обратиться к ст. 22 ГПК РФ, то СОЮ рассматривают:

  1. исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  2. дела, разрешаемые в порядке приказного производства;
  3. дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
  4. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  5. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Но, например, исковые дела могут и АС рассматриваться. Поэтому дальше в ГПК РФ сделана оговорка — все перечисленные гражданские дела рассматриваются СОЮ, если они не являются экономическими спорами и делами, связанными с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.

Это следует также из содержания ч. 1 ст. 27 АПК РФ.

Характер спора определяется исходя из сути отношений между сторонами. Он является экономическим, если, во-первых, разногласия возникли между субъектами предпринимательской деятельности и, во-вторых, по поводу этой деятельности.

Не сразу бывает понятно, что такое «иная экономическая деятельность». Она не всегда напрямую связана с извлечением прибыли, как в случае с предпринимательской деятельностью, но все же влияет на экономические показатели компании.

Например, сюда можно отнести споры по поводу управления коммерческой организацией. Оно не является напрямую экономической деятельностью, но связано с ней очень тесно.

Различные управленческие решения могут привести компанию к разным результатам — к извлечению огромных прибылей, к ничем не примечательным результатам или вовсе к полному краху.

https://www.youtube.com/watch?v=WqbVwuLxgNc\u0026list=PLd16MNw33FYzlvlJnRLWcbqaMp_X33Dl1

Поэтому корпоративные споры рассматриваются, как правило, АС.

Здесь мы подходим к следующему вопросу.

Второй вопрос — являются ли стороны спора лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность? Цитирую ч. 2 ст. 27 АПК РФ:

«Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане)».

Итак, в первую очередь нужно определить характер спора. Иногда ответ только на первый вопрос уже определенно может сказать, в какой суд идти.

Если он не является экономическим, не вытекает из предпринимательской и иной экономической деятельности, то дело в подавляющем большинстве случаев будет рассматривать СОЮ.

Даже если сторона спора осуществляет предпринимательскую деятельность, дело все-равно будет рассматривать СОЮ.

Например, бракоразводный процесс, стороной которого является гражданин, являющийся ИП. Да, он осуществляет предпринимательскую деятельность, но спор с этой деятельностью никак не связан.

Если спор экономический — ответить на второй вопрос нашей системы, касающийся статуса сторон, нужно обязательно. В этом случае определяющим признаком является уже статус сторон. Спор связан с экономической деятельностью и все стороны спора являются предпринимателями? Значит, дорога лежит в АС.

А если одна из сторон не осуществляет предпринимательскую деятельность? Вот у меня было дело, касающееся понуждения к заключению договора найма жилого помещения. Мы — коммерческая организация. С другой стороны — физическое лицо, не обладающее статусом ИП.

Куда мы пошли с иском? Мы пошли в СОЮ. Для нас этот спор связан с предпринимательской деятельностью. Юридическое лицо намерено извлекать прибыль за счет сдачи жилого помещения по договору найма. Но поскольку с другой стороны обычный «физик», то из этого следует подведомственность спора СОЮ.

Кому интересно, это дело мы в конечном итоге выиграли. Суд первой инстанции нам в удовлетворении иска отказал, но апелляция отменила это решение и удовлетворила иск.

Тем не менее статус лица, обращающегося в суд, не всегда является определяющим при определении подведомственности. Иногда гражданин хотя индивидуальным предпринимателем не является, но спор с его участием подлежит рассмотрению АС.

Специальные правила подведомственности дел арбитражным судам

Из ч. 2 ст. 27 АПК РФ следует, что дело может рассматриваться АС в случае, когда это предусмотрено самим Кодексом или иным законом. Хотя при анализе дела сквозь призму рассмотренной выше системы двух вопросов мы бы пришли к выводу, что дело должно рассматриваться судом общей юрисдикции.

Однако исходя из специальных правил, установленных ст. 33 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают следующие дела:

  1. о несостоятельности (банкротстве), в т. ч. банкротстве граждан;
  2. многие виды корпоративных споров, но некоторые из них рассматривают суды общей юрисдикции;
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей — вроде бы юридического лица формально нет или лицо статусом ИП не обладает, однако все-равно спор рассматривается в арбитражном суде;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  5. по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  6. по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 АПК РФ;
  7. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  8. другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Как вы уже догадываетесь, тут тоже есть свои тонкости. Например, не все корпоративные споры рассматриваются АС. Некоторые из них рассматривают СОЮ.

Правила подведомственности очень трудно описывать, поскольку нет возможности дать универсальный алгоритм определения вопроса — подлежит ли дело рассмотрению АС или же дело уполномочен рассматривать СОЮ.

Их немало — этих специальных правил и исключений. Иногда вопрос подведомственности вообще разрешается на уровне судебной практики.

Я постарался выше доступно обозначить и объяснить общие правила по вопросу определения подведомственности. Если начнем углубляться и делать это в формате статьи, то можем запутаться.

Поэтому я решил поступить по-другому — сделать справочник по подведомственности споров. Это таблица, в которой по порядку перечислены споры, подведомственные СОЮ и АС.

Справочник бесплатный, жмите кнопку и забирайте.

Источник: https://lawyerlife.ru/sudebnyj-process/podvedomstvennost-grazhdanskih-del-sudam.html

Общие правила подведомственности гражданских дел суду

Правила подведомственности гражданских дел

Поскольку в законе невозможно дать исчерпывающие указания о подведомственности каждого спора, в нем закреплены лишь общие правила подведомственности юридических дел и отдельные исключения из них, которые законодатель считает необходимым установить в силу определенных причин (специальная подведомственность).

Общие правила подведомственности гражданских дел суду общей юрисдикции закреплены в ст. 37 ГПК применительно к четырем видам гражданского судопроизводства: исковому; производству, возникающему из административно-правовых отношений; особому; приказному – и применяются постольку, поскольку иное не установлено актами законодательства.

Исковое производство – основной вид судопроизводства по рассмотрению гражданских дел судом, поскольку большинство требований заинтересованных лиц вытекает из споров о праве.

В исковом производстве рассматриваются и разрешаются дела:

1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин (за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций) (п. 1 ч. 1 ст. 37 ГПК);

2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами, например по спорам, отнесенным к компетенции Судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь (п. 2 ч. 1 ст. 37 ГПК);

3) другие дела, отнесенные законодательством к их ведению (ч. 2 ст. 37 ГПК), например дела лиц, исключенных из состава коллегии адвокатов (ст. 24 Закона «Об адвокатуре Республики Беларусь») 1.

Судам подведомственны дела, возникающие из административно-правовых отношений (ст. 335 ГПК); дела особого производства (ст. 361 ГПК); дела приказного производства (ст. 394 ГПК).

Перечень дел, отнесенных к первым двум производствам, не является исчерпывающим, и в случаях, предусмотренных законом, суды могут рассматривать иные категории дел. Перечень дел приказного производства, закрепленный в ст.

394 ГПК, является исчерпывающим, и в этом виде судопроизводства не могут рассматриваться иные дела.

В основу общих правил подведомственности дел искового производства положены следующие критерии:

а) спор о праве;

б) субъектный состав спорящих сторон;

в) характер спорного правоотношения;

г) наличие или отсутствие исключения из общих правил, установленного актами законодательства.

С помощью такого критерия, как спор о праве, разграничивается подведомственность дел между судами и иными юрисдикционными органами. При наличии спора о праве дело всегда подведомственно суду (общему или хозяйственному в соответствии с их компетенцией). Дела бесспорного характера разрешаются внесудебными юрисдикционными органами (нотариатом, административными).

Бесспорный (внесудебный) порядок разрешения дел имеет место в случаях фактического отсутствия спора (разногласий по поводу прав и обязанностей) между участниками правоотношения либо прямого предписания закона, обязывающего государственный орган использовать предоставленные ему властные полномочия для осуществления определенных прав независимо от возражений ответчика, т.е.

независимо от наличия спора.

Так, при отсутствии спора о праве нотариус вправе выдать свидетельство о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов (ст. 80 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности» 1).

На основании исполнительных надписей, выданных нотариальными органами, производится взыскание задолженности, когда обязанность, лежащая на субъекте, является очевидной и подтверждена соответствующими документами, перечень которых установлен постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 646 2.

В гражданском судопроизводстве спор о праве используется в качестве критерия разграничения дел искового и иных видов производств.

Субъектный состав спорящих сторон разграничивает подведомственность между двумя органами судебной власти: судом общей компетенции и хозяйственным судом.

Как исключение из общего правила отдельными актами законодательства к ведению общих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами. Обычно это споры, которые не являются хозяйственными (экономическими).

Например, о прекращении деятельности общественных объединений.

Характером спорного правоотношения определяется подведомственность споров суду. Однако ряд дел, возникающих из семейных, трудовых, жилищных, иных правоотношений, изъяты из компетенции общих судов и разрешаются иными юрисдикционными органами, чаще всего административными.

Источник: https://studopedia.ru/8_166565_obshchie-pravila-podvedomstvennosti-grazhdanskih-del-sudu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.