Права грузоотправителя по договору перевозки груза

Права и обязанности сторон договора перевозки груза и их исполнение

Права грузоотправителя по договору перевозки груза

Основные права и обязанности сторон договора перевозки груза определены ст. 785, 790, 792 ГК РФ и соответствующими нормами транспортных уставов и кодексов.

К числу основных прав и обязанностей перевозчика относятся:

1) обязанность доставить вверенный перевозчику отправителем груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 792, ст. 33 УЖТ РФ);

2) обязанность доставить вверенный ему груз в пункт назначения в сохранности (ст. 796 ГК РФ, ст. 33, 45 УЖТ РФ);

3) обязанность уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон (ст. 34 УЖТ РФ);

4) по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения обязанность выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы (ст. 36 УЖТ РФ).

Основными правами и обязанностями грузоотправителя являются:

1) обязанность внести плату за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи (ст. 790 ГК РФ, ст. 30 УЖТ РФ);

2) обязанность обеспечить прием доставленного перевозчиком груза в пункт назначения (ст. 36 УЖТ РФ);

3) право на переадресацию груза с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения (ст. 31 УЖТ РФ).

Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки груза. Особенности ответственности перевозчика за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза. Основания освобождения сторон от ответственности

В соответствии со ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Из положений ст. 793 ГК РФ вытекает несколько принципиальных моментов, которые следует учитывать при решении вопроса об ответственности сторон по договору перевозку грузов:

1) основания и формы ответственности могут устанавливаться ГК РФ, а также транспортными уставами и кодексами, соглашением сторон, при этом п. 2 ст. 784, п. 1 ст. 793 ГК РФ устанавливают иерархию нормативных актов – положения ГК РФ по данному вопросу имеют приоритет перед положениями транспортных уставов и кодексов;

2) закон запрещает заключение соглашений между перевозчиками и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика, если иное не предусмотрено транспортными уставами и кодексами. Иными словами, стороны не могут изменить объем ответственности перевозчика, но вправе изменить объем ответственности грузоотправителя.

Вместе с тем, ст. 114 УЖТ РФ устанавливает иное положение, противоречащее п. 2 ст. 793 ГК РФ.

В силу указанной нормы считаются недействительными любые соглашения перевозчика с грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) или пассажирами, имеющие целью ограничить либо устранить ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) или пассажиров, если иное не предусмотрено УЖТ РФ.

По общему правилу в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами договора перевозки грузов к сторонам могут быть применены только две формы гражданско-правовой ответственности – взыскание неустойки и возмещение реального ущерба (ст. 796 ГК РФ, ст. 96-112 УЖТ РФ), возможность взыскание упущенной выгоды исключена.

Особым случаем ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки грузов является ответственность за несохранность грузов, т.е. за его утрату, недостачу и повреждение (порчу) (ст. 796 ГК РФ).

Под утратой груза понимается ситуация, когда он не выдан грузополучателю по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки или по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении (ст. 45 УЖТ РФ), под недостачей – частичная утрата груза, а под повреждением (порчей) груза – ухудшение его физических (химических или биологических) свойств вследствие механического (природного, химического) воздействия.

Исторически основания и условия привлечения перевозчика к ответственности в данном случае характеризуются рядом специфических особенностей:

1) перевозчик несет ограниченную ответственность, поскольку ущерб, причиненный владельцу груза, возмещается им только в определенной части, т.е.

в размере стоимости утраченного, недостающего груза либо в размере суммы, на которую понизилась стоимость поврежденного груза, а при невозможности восстановления поврежденного (испорченного) груза – в размере его стоимости (п. 2 ст. 796 ГК РФ, ст. 96 УЖТ РФ).

При этом стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК РФ, ст. 96 УЖТ РФ).

2) Наряду с возмещением ущерба в вышеуказанных размерах, перевозчик возвращает взысканную плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза (п. 3 ст. 796 ГК РФ, ст. 96 УЖТ РФ).

3) Наиболее дискуссионным является вопрос о субъективном основании ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза, его обсуждение связано с разным содержанием ст. 796 ГК РФ и ст. 95 УЖТ РФ.

Так, в силу п. 1 ст.

796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Указанная норма корреспондирует положениям п. 3 ст. 401 ГК РФ, закрепляющим принцип ответственности за нарушение обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности независимо от вины.

Однако, в ст.

95 УЖТ РФ закреплено иное правило: перевозчик может быть освобожден от ответственности за несохранность груза, если не докажет, что его несохранность произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам, в частности вследствие: причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя); особых естественных свойств перевозимых груза, грузобагажа; недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути; сдачи для перевозки груза, грузобагажа, влажность которых превышает установленную норму. Приведенные положения ст. 95 УЖТ РФ, в отличие от ст. 796 ГК РФ, содержат иное основание ответственности перевозчика, соответствующее п.1 ст.401 ГК РФ, т.е. по принципу вины.

В литературе высказано несколько точек зрения по данному вопросу:

а) одни авторы полагают, что ответственность перевозчика за необеспечение сохранности груза строится по принципу вины (Т.Е. Абова, Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов, О.Н. Садиков);

б) другие утверждают, что базовым принципом ответственности перевозчика в рассматриваемом случае выступает принцип ответственности без учета вины перевозчика, допустившего нарушение обязательств, вытекающих из договора перевозки грузов, при осуществлении предпринимательской деятельности (В.В. Витрянский). По мнению автора, определение в УЖТ РФ оснований освобождения перевозчика от ответственности никак не может свидетельствовать о том, что такая ответственность строится по принципу вины. Наоборот, п. 3 ст. 401 ГК РФ допускает установление законом или договором дополнительных оснований для освобождения от ответственности лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Именно эти «дополнительные» основания и закреплены в УЖТ РФ, такая конструкция ответственности не имеет ничего общего с принципом вины.

Основания освобождения сторон от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки грузов установлены ст.796 ГК РФ и ст. 95, 118 УЖТ РФ.

По общему правилу основаниями для освобождения сторон от ответственности являются обстоятельства непреодолимой силы, явления стихийного характера, военные действия, а также иные обстоятельства, которые стороны не могли предотвратить или устранение которых от них не зависело.

По традиции, сложившейся еще в советском законодательстве, особые основания освобождения перевозчика от ответственности за необеспечение сохранности груза установлены в ст. 118 УЖТ РФ, содержание которой вызывает серьезные возражения.

В соответствии со ст. 118 УЖТ РФ перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, в случае, если будут установлены обстоятельства, указанные в данной норме, т.е. по сути, в силу особой закрепленной в данной статье презумпции невиновности.

При этом перевозчик может быть привлечен к ответственности за несохранность груза, но только, если предъявитель претензии докажет, в том числе при необходимости с привлечением независимых экспертов и в порядке, установленном ст.

42 УЖТ РФ, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика.

Очевидно, что положения ст. 118 УЖТ РФ нарушают права грузоотправителя и грузополучателя и ставят их в крайне невыгодное по сравнению с перевозчиком положение. Поэтому в п. 27 Постановления ВАС РФ, высшая судебная инстанция специально указала на то, что при применении ст.

118 УЖТ РФ следует исходить из того, что в предусмотренных в этой статье случаях перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза при перевозке, если докажет, что они произошли, как указано в ст.

796 ГК РФ, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Предыдущая87888990919293949596979899100101102Следующая

Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1217; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-54629.html

Права и обязанности перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя

Права грузоотправителя по договору перевозки груза

Виды перевозок

Общая классификация – деление на:

1) Внутренние перевозки

2) Международные перевозки

Также иная классификация:

1) Перевозки местного сообщения

Силами одной транспортной организации

2) Прямого сообщения

Несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по одному перевозочному документу

3) Прямого смешанного сообщения

Несколько транспортных организаций, относящихся к нескольким видам транспорта

Ж\д транспорт:

1) Грузовой

Обычная скорость поездов

2) Большой скорости

Ускоренная перевозка

На автотранспорте:

1) Городская перевозка (в пределах населенного пункта)

2) Пригородная (между населенными пунктами на расстоянии до 50 км)

3) Междугородная перевозка (на расстоянии более 50 км)

4) Международная перевозка

Договор фрахтования (или договор чартера):

1) На воздушном транспорте

2) На морском транспорте

3) На автотранспорта

Предоставляется для перевозки вся или часть вместимости транспорта. Сторонами является фрахтовщик и фрахтователь (2 – туристическая фирма, владелец)

Согласно Кодексу торгового мореплавания данный договор относится к договору перевозки в чистом виде. А применительно к воздушному – такого не предусмотрено. В данном случае возможно применение положения об аренде транспортных средств с экипажем.

На морском транспорте предусмотрен «тайм-чартер» – договор фрахтованием на время. Это не следует путать просто с договором фрахтования. Он звучит в кодексе торгового мореплавания, как договор аренды

Права и обязанности грузоотправителя:

1. Единственная обязанность – обязанность по уплате провозной платы

Транспортный устав кодекса допускает диспозитивное регулирование, т.е. обязанность может вноситься до отправления груза, до принятия груза либо после прибытия груза в пункт назначения.

Регулирование со стороны государства является только в отношении ж\д транспорта, по другим видам транспорта – в зависимости от договоренности.

Провозные платежи обычно не ограничиваются в уплате провозной плате, также есть дополнительные сборы за дополнительные услуги перевозчика (все это вместе – провозные платежи).

В частности это – выполнение разгрузочный и загрузочных работ; за взвешивание груза, за охрану груза, за сопровождение, за переадресовку груза.

Перевозка должна оплачиваться предварительно, перевозчик не обязан оказывать услуги в кредит, поэтому без получения платы он может задержать отправление.

Окончательный расчет за перевозку осуществляется в пункте назначения между перевозчиком и грузополучателем. Это может быть в случае, если в порядке оплаты уплачивается не вся провозная плата.

2. Отправитель вправе давать обязательные для перевозчика распоряжения по поводу перевозимого груза

Все эти права предусмотрены транспортными уставами и кодексами – это право потребовать вернуть сданный груз. По общему правилу это право действует до момента отправления груза. Исключение – морская перевозка, когда действия можно осуществлять даже после отправления судна, вернуть судно можно то есть.

Право на переадресовку груза, т.е. отправитель может переадресовать груз другому получателю, данное право может реализовываться до момента выдачи груза первому получателю.

В отношении ж\д перевозки возможно как грузоотправителем, так и грузополучателем (в том числе и на станции назначения); на внутреннем водном транспорте есть возможность у грузополучателя переадресовать груз – грузоотправитель может переадресовать груз до момента вручения перевозчиком получателю транспортной накладной, а получатель может переадресовать груз с момента получения транспортной накладной и до момента выдачи груза.

Обязанности перевозчика:

1. Обязанность доставить груз в пункт назначения, указанный в транспортной накладной либо в коносаменте. Должно осуществляться в соответствующий срок (сроки определяются специализированным законодательством, если нет такого, то в разумный срок).

Груз считается доставленным в срок, если в течение этого срока он прибыл в пункт назначения, при необходимости выгружен перевозчиком, если обязанность лежит на нем, и получатель уведомлен о доставке груза.

2. Перевозчик обязан обеспечить сохранность перевозимого груза с момента принятия груза перевозки и до момента выдачи груза в пункте назначения получателю

Чтобы это сделать предусматриваются определенные условия перевозки и прочее, которые предусмотрены транспортным законодательством. Обеспечению сохранности также соответствует обязанность по пломбированию груза. Транспортные уставы в этом аспекте также связывают с пломбированием выполнение действий, связанных с охраной груза.

Если груз перевозится в сопровождении лиц, нанятых для сопровождения грузополучателем, это не освобождает перевозчика от ответственности

3. Обязанность выдать груз в пункте назначения получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу

Перевозчик обязан для этого уведомить субъектов о прибывших в их адрес грузов, обязан выдать груз с оформлением необходимых документов и в определенных законом случаях оформить документы, которые могут выступать основанием для будущих претензий или будущих исков

Момент выдачи груза – момент, когда на транспортной накладной ставится соответствующая отметка (прежде всего получателем). По общему правилу перевозчик не обязан проверять массу, состояние, количество груза. Но есть исключения:

1) такая проверка обязательна в случае, если груз прибыл в неисправном вагоне, контейнере, либо повреждены запорные и пломбировочные устройства либо груз прибыл в пункт назначения попутных станций

2) в случае прибытия груза с признаками недосдачи или порчи груза, повреждения в открытом подвижном состав;

3) если пребывает скоропортящийся груз с нарушением срока доставки либо с нарушением температурного режима доставки;

4) если пребывает груз, который грузился транспортным средством перевозчика

Обязанность по выдаче грузов также имеет определенную специфику. Внутренний водный транспорт – обязанность по выдаче соответствует обязанности получателя принять. Подтверждение выдачи – подпись получателем дорожной ведомости.

На автотранспорте – если груз пребывает в исправных автомобилях, контейнерах, с исправными пломбами – то груз передается без проверки, за исключением тарных и штучных грузов, которые всегда взвешиваются и проверяются при выдаче получателю.

Морской перевозчик передает груз любому законному держателю оригинала коносамента. Коносамент может передаваться различными способами.

Источник: https://studopedia.ru/3_164075_prava-i-obyazannosti-perevozchika-gruzootpravitelya-i-gruzopoluchatelya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.