Обжалование в судебном порядке

Федеральное казначейство

Обжалование в судебном порядке

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, или должностного лица нарушаются их права и свободы.

Согласно п. 1 ч. 2 ст.

1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В силу положений ч. 1 ст.

208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 17.1 – 21 КАС РФ.

В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 17.1, 18, 20, 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Сроков давности для подачи административного искового заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

Подача административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

Суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В силу п. 2 ч. 2 ст.

1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст.

218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями статьями 17.1 – 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, председателям квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены.

Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан, организаций и иных лиц, затрагивающих права и законные интересы этих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регламентирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).

Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее – органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов – исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.

Срок обращения с заявлением в арбитражный суд о признании решений и действий (бездействия) незаконными согласно статье 198 АПК составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

Источник: https://roskazna.gov.ru/inaya-deyatelnost/pravovaya-rabota/sudebnyy-poryadok-osparivaniya-normativnykh-pravovykh-aktov/

Как обжаловать решение по гражданскому делу — апелляционная, кассационная и надзорная жалобы

Обжалование в судебном порядке

Эффективная судебная система предусматривает наличие возможности обжалования решения, принятого судьей.

При этом не имеет значения, о каком именно судебном органе идет речь – мировом судье, районном, арбитражном и т.д.

Особенно серьезное значение имеет ответ на вопрос, как обжаловать решение по гражданскому делу, так как эта процедура выступает важной частью механизма отстаивания прав рядовых россиян.

Порядок обжалования решений судов разной юрисдикции – как кассационный, так и апелляционный – основная тема статьи. Параллельно рассматриваются многочисленные сопутствующие вопросы, что позволяет получить объективное представление о процедуре в целом.

Особенности гражданского судопроизводства

Гражданское судопроизводство занимается делами об административных правонарушениях. Данная сфера права регламентируется КоАП РФ, который был принят после подписания №195-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Кодекс постоянно корректируется, поэтому сегодня действует редакция документа, утвержденная 4 июля текущего года.

Важной особенностью административных правонарушений выступает тот факт, что они не относятся к преступлениям. Независимо от вердикта судьи в рамках гражданского дела, ответчик не считается судимым. Как следствие, информация о судебном решении не включается в базу данных правоохранительных органов.

Действующий в настоящее время вариант КоАП предусматривает 3 вида наказаний, возможных за административные нарушения. К ним относятся:

  • денежный штраф;
  • административное предупреждение;
  • административный арест на срок до 15 суток, при повторном нарушении – до 45 суток.

Привлечение гражданина к ответственности производится либо судом, либо уполномоченным должностным лицом. Первый вариант понятен и не требует дополнительных разъяснений.

Типичным примером второго становится нарушение на дороге, которое не привело к серьезным последствиям. В этом случае решение о наказании принимается на уровне руководителя подразделения ГИБДД и обычно выражается в денежном штрафе.

Более серьезные наказания, например, лишение прав на управление транспортным средством – это исключительная прерогатива суда.

Варианты обжалования наказания по административному делу

С учетом описанных выше двух основных способов вынесения наказания по гражданским делам можно выделить два варианта его обжалования – по принимающему решению органу. Первый предусматривает подачу жалобы на постановление, принятое уполномоченным органом, не относящимся к судебной системе, а второй – на судебное решение. Каждый из вариантов требует более детального рассмотрения.

Обжалование постановления

Постановление о наказании административного правонарушителя принимается уполномоченным органом. Основными причинами его обжалования выступают:

  • указание в документе недостоверной информации;
  • составление протокола или постановления с нарушением требований законодательства;
  • действия нарушителя были вынуждены и направлены на то, чтобы избежать более серьезных негативных последствий.

Важно помнить, что постановление принимается на основании протокола. Последний обжалованию не подлежит, но допускается документальное несогласие с его содержанием. Жалоба на вынесенное постановление направляется одному из следующих адресатов:

  • вышестоящее руководство лица, которое занималось оформление протокола;
  • прокуратура или другой орган государственной власти, наделенный надзорными функциями;
  • судебные органы.

Законодательство устанавливает максимальный срок, который предоставляется нарушителю на обжалование вынесенного в отношении его постановления. Он равняется 10 календарным дням, по истечении которых документ вступает в силу.

Виды обжалования судебного решения

Процедура обжалования решения суда по гражданским делам заметно сложнее, чем описанные выше для постановления. Она реализуется одним из трех способов, для каждого из которых предусмотрен особый порядок. В зависимости от выбранного варианта действий различают три вида жалоб.

№1. Апелляционная

Подается в течение месячного срока после принятия и получения судебного решения. Документ направляется в канцелярию судебного органа, вынесшего вердикт. Жалоба доставляется лично или через представителя, уполномоченного для совершения подобных действий. Альтернативный вариант – отправка заказным письмом посредством Почты России.

После получения жалобы канцелярия направляет копии документа всем заинтересованным сторонам. Повторное рассмотрение дела происходит после истечения 30-дневного срока, предоставленного на обжалование. Проведением судебного разбирательства занимается суд вышестоящей инстанции. Например, рассмотрением жалобы на решение мирового судьи занимается районный. Срок мероприятия – 60 суток.

№2. Кассационная

Главным отличием кассационной жалобы от апелляционной выступает обращение непосредственно в вышестоящую судебную инстанцию. Такой вариант отстаивания прав имеет смысл при наличии веских оснований считать принятое ранее решение незаконным – как в рамках основного разбирательства, так и при рассмотрении апелляционной жалобы.

Главным направлением работы вышестоящего суда становится проверка действий судебных органов, принявших оспариваемое решение. Адресатом жалобы становится суд на уровне субъекта РФ, на важно, речь идет об области, республике, крае или округе.

Для подачи кассационной жалобы отводится весьма внушительный срок – полгода. Документ направляется либо почтой заказным письмом, либо доставляется в канцелярию лично или через уполномоченного представителя. На рассмотрение кассационной жалобы отводится от одного до трех месяцев. Услуги по представительству в суде можно получить у специализированных компаний.

В случае отклонения жалобы допускается повторное обращение с кассацией – но уже в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ. Процедура обжалования аналогична той, что была описана для апелляционной жалобы. Итоговое решение также может быть обжаловано по третьему и завершающему варианту.

№3. Надзорная.

Жалоба подается в ВС РФ в течение 3 месяцев с даты принятия последнего судебного решения по гражданскому делу. Она рассматривается либо Председателем высшего судебного органа, либо его заместителем. Принятое в результате решение является окончательным. Оно не может быть обжаловано или оспорено.

Источник: https://omegagroup.lawyer/kak-obzhalovat-reshenie-po-grazhdanskomu-delu-apellyaczionnaya-kassaczionnaya-i-nadzornaya-zhaloby/

Порядок обжалования

Обжалование в судебном порядке
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Правонарушения » Порядок обжалования

Урегулировать спор с налоговой можно в досудебном и судебном порядке.

Закон позволяет налогоплательщику подать жалобу на действия (бездействия) должностных лиц данного органа, а также изданные им акты ненормативного характера. Данная процедура регулируется статьей 138 НК РФ.  

Положениями данной статьи предусмотрена возможность для лица, которое считает, что действия должностных лиц, принятое налоговым органом решение или другой ненормативный акт нарушает его права, обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой или апелляционной жалобой.

Такой порядок урегулирования спора обязательно должен предшествовать обращению в суд.

Жалобой в соответствии с положениями статьи 138 НК РФ является обращение в налоговый орган с целью обжаловать акты налогового органа, которые вступили в силу, а также действия его должностных лиц или их бездействие.

В жалобе должны быть указаны:

  • сведения о лице, которое ее подает, а также его представителе, если он уполномочен предоставить жалобу налоговому органу;
  • сведения о налоговом органе, чей акт или действия должностных лиц обжалуются;
  • четко описан предмет жалобы;
  • приведены основания, которые дают возможность ее заявителю считать, что его права нарушены со ссылками на нормативные акты;
  • приложениями к жалобе могут быть документы, которые подтверждают позицию ее предъявителя.

Понятие апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба представляет собой обращение в налоговый орган, предметом которого является обжалование решения налогового органа, которое не вступило в силу.

и форму, в которой должна составляться жалоба (апелляционная жалоба) устанавливает ст. 139.2 НК РФ. В соответствии с ее требованиями:

  • жалоба (апелляционная жалоба) составляется письменно и подписывается лично лицо, которое ее составило;
  • подается она через налоговый орган, действия должностных лиц которого или ненормативные акты обжалуются;
  • налоговый орган, принявший жалобу должен в течение трех дней перенаправить жалобу вышестоящему органу.

Обжалование актов

Основное правило обжалования ненормативных актов налогового органа, а также действий его должностных лиц заключается в том, что обжаловать их в судебном порядке можно только после того, как они обжалованы в вышестоящий налоговый орган.

Исключением из этого правила является обжалование актов ФНС, которые могут обжаловаться только в судебном порядке, поскольку по отношению к ФНС отсутствуют вышестоящие органы.

Самостоятельным объектом для обжалования может являться ненормативный акт, который принят по жалобе, если он является новым решением либо была нарушена процедура принятия или вышестоящий орган вышел за пределы компетенции. 

Если досудебная процедура соблюдена, налогоплательщик получает право обратиться в суд с имущественными требованиями и обязать инспекцию возвратить излишне уплаченные налоги.  

Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения

Факт того, что в вышестоящий налоговый орган подана жалоба или апелляционная жалоба не является основанием приостановить обжалуемый акт или действия должностного лица.

Таким образом, после подачи жалобы приостановление исполнения решения не произойдет. Для этой цели необходима подача отдельного заявления, которое должно быть подано вместе с жалобой. К заявлению необходимо приложить банковскую гарантию. 

Налоговый орган, который рассматривает жалобу, на протяжении 5 дней после ее получения должен принять одно из таких решений:

  • приостановить обжалуемое решение;
  • отказать в его приостановлении.

О своем решении вышестоящий налоговый орган должен письменно уведомить лицо, подавшее заявление на протяжении трех дней с момента его принятия.

Решение, приостановившее исполнение обжалуемого решения будет действовать до того момента, пока компетентным налоговым органом не будет рассмотрена жалоба.

Удовлетворение заявления с просьбой приостановить действие решения не позволит налоговому органу:

  • требовать уплаты доначисленных налогов, а также штрафов и пени;
  • производитель взыскание в безакцептном порядке;
  • блокировать банковские счета;
  • совершать любые другие действия, которые основываются на вступившем в силу решении.

Если банковские счета заявителя уже арестованы или в отношении него выставлено инкассовое поручение, после удовлетворения заявления налоговый орган должен приостановить их действия.

Приостановить уже принятые налоговым органом меры, направленные на исполнение обжалуемого решения, нельзя.

Особенности требований к банковской гарантии

К заявлению с требованием приостановить исполнение обжалуемого решения, которое подается вместе с жалобой, должна быть приложена банковская гарантия, которая подтверждает обязательства банка уплатить налоги и штрафные санкции, не уплаченные по обжалуемому решению. 

Требования к такой банковской гарантии устанавливает статья 74 НК РФ. Согласно ее положений банковской гарантии в данном случае присущи следующие особенности:

  • срок ее действия не может быть меньше 6 месяцев с момента подачи заявления;
  • сумма, на которую она выдана должна полностью покрывать размер неуплаченного налога, штрафов и пени.

Решения налогового органа, рассматривающего жалобу

Решение по итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа привлечь налогоплательщика к ответственности, которое принималось в порядке ст. 101 НК РФ, вышестоящий орган принимает на протяжении одного месяца с момента, когда получена жалоба (апелляционная жалоба).

Порядок обжалования действий и актов налоговых органов, установленный действующим законодательством, предусматривает возможность продлить данный срок до того момента, пока от нижестоящего органа не будут получены все необходимые для ее рассмотрения документы или пока лицо, которым подана жалоба (апелляционная жалоба) не предоставит дополнительные документы. Однако продление срока не может превышать 1 месяц.

Решение о приостановлении исполнения решения

Порядок обжалования судебных решений предусматривает возможность приостановить исполнение решения.

Принять такое решение может вышестоящий налоговый орган, после рассмотрения заявления налогоплательщика в том случае если у него имеются достаточные основания полагать, что обжалуемое решение противоречит действующему законодательству РФ.

Приостановить обжалуемое решение можно полностью или частично, о чем лицо, подавшее жалобу, уведомляется в трехдневный срок. Частичное приостановление возможно в случае если ненормативный акт налогового органа обжалуется в определенной части.

По инициативе налогового органа такое решение приниматься не может, для его принятия необходимо обращение налогоплательщика с соответствующей просьбой.

Повторное обращение с жалобой

Апелляционная жалоба может быть подана повторно. Такую возможность закрепляет пункт 6 ст. 138 НК РФ. Повторное обжалование актов налоговых органов проводится в общие сроки, которые установлены для подачи жалобы.

Основанием обратиться с жалобой повторно может стать оставление ее без рассмотрения в порядке статьи 139. 3 НК РФ.

Повторное обращение закон запрещает только в случае полного или частичного отзыва предыдущей жалобы, в случае если она подавалась по тем же основаниям.

Отзыв жалобы

Пункт 7 статьи 138 НК РФ предусматривает возможность произвести отзыв жалобы. Сделать это может лицо, которое ее подавало до момента пока решение не принято. Отзыв жалобы может быть полным или частичным.

Произвести отзыв жалобы можно, подав соответствующее заявление в налоговый орган, который рассматривает жалобы. Выяснить мотивы по которым жалоба отзывается налоговый орган не должен.

Если Жалоба (апелляционная жалоба) отозвана, право обратиться повторно по тем же основаниям налогоплательщик утрачивает.

Особенно это существенно на этапе, когда производится досудебное обжалование актов налоговых органов, поскольку отозвав жалобу налогоплательщика лишается права на обращение в суд, поскольку порядок досудебного урегулирования спора в данном случае будет считаться не соблюденным.

Однако это не лишает его возможности обратиться с повторной жалобой по другим основаниям.

Досудебный порядок обжалования актов налоговых органов, в котором урегулируются данные споры, будет считаться с соблюденным даже если решение по апелляционной жалобе не будет принято вышестоящим налоговым органом в сроки, которые устанавливает Налоговый кодекс. 

Источник: https://advokat-malov.ru/pravonarusheniya/poryadok-obzhalovaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.