Обеспечение законности компетентности и беспристрастности суда

Принцип обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда | Студент-Сервис

Обеспечение законности компетентности и беспристрастности суда

Суть данного принципа заключается в том, что суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен. Это положение вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123) и других российских законов и международных документов.

Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах в ч. 1 ст. 14 говорится, что «каждый имеет право при рассмотрении уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда осуществляется многообразными средствами и установленными правилами:

  • правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам на эти должности;
  • правила определения суда, в каком суде и в каком составе должно рассматриваться конкретное дело (правила определения подведомственности и подсудности);
  • правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

На должность судьи в соответствии со ст. 119 Конституции РФ назначаются (избираются): «… граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации».

Кроме того, обладающие достаточной квалификацией, профессиональным и житейским опытом, соответствующие высоким нравственным требованиям. Данные требования обеспечивают преимущественно компетентность суда, они заложены в ФКЗ и ФЗ о судебной власти, правосудии и судах.

Так, в статье 8 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» заложены требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ: «Судьёй Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права».

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Для обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда существенное значение имеет правильное определение состава суда, который должен рассматривать конкретное дело.
Во всех судах общей юрисдикции гражданские дела по первой инстанции рассматриваются, как правило, единолично. Но допускаются и исключения, так, в соответствии с ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст.

14 ГПК РФ коллегиальное (в составе трёх судей) рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции осуществляется, когда закон прямо предписывает образование такого состава по конкретному делу. Так, ч. 3 ст.

260 ГПК РФ предусматривает образование коллегиального суда при разбирательстве дела о расформировании избирательной комиссии или комиссии для проведения референдума.

Дела, подведомственные арбитражным судам, могут рассматриваться по первой инстанции в одном из трёх вариантов судов:

  • как правило, судьёй единолично;
  • тремя судьями (по делам о банкротстве, несостоятельности);
  • судьёй и двумя арбитражными заседателями (при наличии письменного ходатайства (заявления) сторон до начала судебного разбирательства и перечня дел, в рассмотрении которых могут участвовать арбитражные заседатели, определяется председателем арбитражного суда).

В судах общей юрисдикции уголовные дела по первой инстанции рассматриваются:

  • судьёй федерального суда единолично о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2 – 4 ст. 30 УПК РФ;
  • коллегиальным судом в составе трёх судей федерального суда по ходатайству обвиняемого, заявленного до начала судебного заседания в районных и военных гарнизонных судах уголовных дел о тяжких преступлениях, а равно при разбирательстве дел, в том числе об особо тяжких преступлениях, в федеральных судах общей юрисдикции среднего звена и Верховном Суде РФ (ст. 205, 206 ч. 2 – 4, 208 ч. 1, 212 ч. 1, 275, 276, 278, 279 и 281 УК РФ);
  • судьёй федерального суда общей юрисдикции и коллегией из двенадцати присяжных заседателей – по ходатайству обвиняемого (в судах среднего звена и Верховного Суда РФ).

В надзорной инстанции разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе. В судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена, а также в Апелляционной и судебных коллегиях Верховного Суда РФ в составе трёх судей, а в президиумах этих судов не менее чем половиной членов президиума.

Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судьёй районного суда единолично. В апелляционной инстанции судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ – коллегиально в составе трёх судей при рассмотрении гражданских и уголовных дел.

Вапелляционной инстанции арбитражных судов – в составе трёх судей или иного нечётного количества.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/printsip-obespecheniya-zakonnosti-kompetentnosti-i-bespristrastnosti-suda/

Принцип обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда при

Обеспечение законности компетентности и беспристрастности суда

Осуществлении правосудия: содержание, значение.

В развитие этой общей установки законодательство по данному вопросу предусматривает, скажем, что изъятие конкретного уголовного дела вышестоящим судом из нижестоящего допускается лишь при наличии ходатайства подсудимого. Помимо его воли дело не может быть изъято, к примеру, из районного суда даже в Верховный Суд РФ.

Не допускается также произвольная передача дела, подсудного одному суду, в другой суд того же уровня.

Если имеется крайняя необходимость в передаче дела другому суду (например, в данном суде — один судья, и он заболел надолго; ожидание его выздоровления чревато тем, что подсудимый будет вынужден находиться неопределенно долго под стражей до вынесения приговора), то это может состояться по решению председателя вышестоящего суда, но при обязательном извещении подсудимого о причинах такого решения. Извещение даст ему возможность своевременно обратиться с жалобой, если он не будет согласен с решением.

ступлениях, наказуемых не более строгим наказанием, чем пять лет лишения свободы. На гражданские и военные суды среднего звена и Верховный Суд РФ данное правило не распространено — в них все уголовные дела по первой инстанции должны разбираться коллеги­ально.

Коллегиально должны разбираться также все уголовные дела несовершеннолетних; один судья-профессионал и два народных заседателя.

Весьма распространенный состав суда, который формируется при рассмотрении дел о преступлениях, за которые в районном или гарнизонном военном суде может быть назначено лишение свободы на срок свыше пяти лет, а во всех других судах — любой вид наказания; сюда относятся и все дела о преступлениях несовершеннолетних; три судьи-профессионала.

Коллегии подобного рода могут быть созваны с согласия обвиняемого по делам, подсудным гражданским и военным судам среднего звена и Верховному Суду РФ; один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей. Образование таких коллегий допускается по ходатайствам подсудимых в гражданских судах общей юрисдикции среднего звена тех субъектов Федерации, где возможно разбирательство

дел с участием присяжных, а также в военных судах среднего звена и Военной коллегии Верховного Суда РФ В кассационной, надзорной и апелляционной инстанциях разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе.

Например, в судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов — не менее чем половиной членов президиума. По такой же схеме в общих чертах, как будет показано ниже (см. гл.

IX учебника), определяется состав арбитражных судов, рассматривающих дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

В соответствии с правилами третьей группы обеспечивается в первую очередь беспристрастность суда. Они сосредоточены главным образом в ГПК, УПК и АПК. Согласно этим правилам судьи и заседатели устраняются от разбирательства конкретного дела:

если они, например, выполняли какие-то функции в связи с производством по данному делу (являлись свидетелями или потерпевшими, дали экспертное заключение по вопросам, возникшим в процессе расследования дела, участвовали в расследовании дела,оказывали юридическую помощь истцу или ответчику и т.д.); либо если есть основания считать, что судья или заседатель

имеет личную заинтересованность в исходе дела (к примеру, является родственником какой-то из сторон, или лицом, производившим расследование, уже участвовал в производстве по данному делу в качестве судьи и т.д.).

Принцип самостоятельности и независимости судей, заседателей: содержание, значение

Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих разные стороны осуществления правосудия и деятельности судов: в федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах в Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», в уголовном, гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

Суд относится к числу государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения различных органов, должностных и частных лиц. Проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами.

Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами.

Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

Указанные положения относятся не только к деятельности профессиональных судей, но и к гражданам, привлекаемым к осуществлению правосудия: присяжным, народным и арбитражным заседателям.

Сама формула подчинения судей «только Конституции» имеет основополагающее значение.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой, является актом прямого действия, и никакие другие правовые акты, применяемые на территории страны, не должны ей противоречить.

Упомянутая формула определяет некоторую специфическую сторону деятельности судей, связанную с правом судов, опираясь на Конституцию, контролировать законность правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия.

Судьи вправе использовать положения Конституции, когда конституционная норма не требует дополнительной регламентации и не содержит указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона.

Судам общей юрисдикции также предоставлено право при рассмотрении конкретных дел давать оценку легитимности законов субъектов Федерации и в случае их неконституционности признавать их недействующими, т. е. не подлежащими применению, что влечет необходимость приведения этого закона в соответствие с федеральным законодательством.

Согласно Федеральному закону «О статусе судей в Российской Федерации» судьи несменяемы; судье гарантируется неприкосновенность и предоставление материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ установлена повышенная уголовная ответственность: за воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 294); посягательство на жизнь судьи, иных лиц, осуществляющих правосудие (ст. 295); угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296); неуважение к суду (ст. 297); клевету в отношении судьи (ст. 298).

22) Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом:

, значение.

Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола и расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст.

7), адресуя эту норму судам, внес в нее дополнение о том, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном законе.

Таким образом, судам предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст. 19 Конституции РФ.

Равенство перед законом включает двоякий подход к проблеме.

Во-первых, оно означает одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам.

Во-вторых, принцип равенства перед законом относится и к законотворческой деятельности, диктуя необходимость исключать нормы, дискриминирующие стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией РФ.

Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т. е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы.

Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам, а также создание чрезвычайных судов.

Известно, что действующее законодательство предусматривает особенности судопроизводства, касающиеся порядка возбуждения дел в отношении военнослужащих, а также некоторых категорий должностных лиц.

В сфере правосудия по делам военнослужащих эти особенности влияют лишь на определение подсудности с учетом воинского звания. Однако процедура в суде осуществляется по единым правилам, поскольку военные суды – часть судов общей юрисдикции и их деятельность регламентируется единым материальным и процессуальным законодательством.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Предание их суду возможно только после лишения депутатской неприкосновенности на основании решения соответствующей палаты парламента, по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 98 Конституции РФ).

Неприкосновенность депутатов представительных органов субъектов РФ носит более ограниченный характер. Она не распространяется на действия депутатов, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия, не относящиеся к их депутатским полномочиям.

Одной из гарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом является установление уголовной ответственности за нарушение равенства граждан в зависимости от их социального, имущественного и других отличий, причинившее вред их правам и интересам (ст. 136 УК РФ).

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 648;

Источник: https://studopedia.net/3_5182_printsip-obespecheniya-zakonnosti-kompetentnosti-i-bespristrastnosti-suda-pri.html

Правоохранительные органы

Обеспечение законности компетентности и беспристрастности суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен.

Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов.

К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. “Каждый имеет право, — говорится в ч. 1 ст.

14 этого документа, — при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона”.

Для обеспеченности всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. О том, как такая обеспеченность достигается в отношении самостоятельности суда и независимости судей, речь пойдет в следующем параграфе данной главы учебника, поскольку это свойство нуждается в особом рассмотрении.

Что касается других свойств, которыми должен обладать суд (законности, компетентности и беспристрастности), то многообразные средства, обеспечивающие эти свойства, вполне можно объединить в три группы правил:

  • правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам на эти роли;
  • правила определения суда, где должно рассматриваться конкретное дело, а также его состава (правила определения подведомственности и подсудности);
  • правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

Первая группа правил устанавливается предписаниями Конституции РФ (см. ст. 119 и 123), Закона о судебной системе, Закона о статусе судей, Закона о судоустройстве, Закона о Конституционном Суде и Закона об арбитражных судах, Закона о мировых судьях. Их соблюдение, как будет показано в гл.

XII учебника, создает “барьер”, с помощью которого от реализации судебных функций отстраняются люди, не способные выполнять их (не имеющие достаточной квалификации, профессионального и житейского опыта, не соответствующие высоким нравственным требованиям, дающим право судить других, и т. д.).

В конечном счете правила данной группы обеспечивают преимущественно компетентность суда.

Правила второй группы тоже устанавливаются предписаниями Конституции РФ (см. ст. 47), а равно ГПК, АПК, УПК и КоАП. Они вытекают также из приведенного выше положения ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В основе всех этих предписаний лежит давно и широко признанная предпосылка: всякий заранее и наверняка должен знать, к какому судье ему придется обратиться, если возникнет имущественный или иной разрешаемый в суде спор, либо перед каким судьей он предстанет в случае привлечения его к уголовной или административной ответственности.

Вопрос о подсудности дела не относится к числу юридико-технических. Правильное его решение — это обеспечение компетентности и беспристрастности суда, его надлежащего состава. И решаться он должен не по усмотрению какого-то должностного лица или по его капризу, как это нередко случалось в прошлом, в том числе в не столь отдаленном, а в порядке, установленном законом.

Этим и объясняется тот факт, что ему уделено внимание и в Конституции РФ. “Никто не может быть лишен права,— говорится в ч. 1 ст. 47, — на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом”.

В развитие этой общей установки законодательство по данному вопросу предусматривает, скажем, что изъятие конкретного уголовного дела из суда, которому оно подсудно, и передача его в другой суд того же уровня (к примеру, передача дела из одного районного суда в другой районный суд) допускается, как правило, лишь в том случае, если подсудимый заявил ходатайство и если все судьи данного суда не имеют права рассматривать его дело в связи с удовлетворением заявленного им отвода. В виде общего правила закон не допускает и возможность передачи дела из нижестоящего суда в вышестоящий, даже в Верховный Суд РФ. Последний может принять к своему производству лишь уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы или федерального судьи при наличии его ходатайства об этом.

Для обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда существенное значение имеет правильное определение состава суда, который должен рассматривать конкретное дело.

В настоящее время во всех судах общей юрисдикции гражданские дела по первой инстанции рассматриваются, как правило, единолично.

Дела, подведомственные арбитражным судам, могут рассматриваться по первой инстанции в одном из трех вариантов составов судов: судьей-профессионалом единолично, тремя судьями-профессионалами, судьей-профессионалом и двумя арбитражными заседателями.

Чаще всего такое рассмотрение осуществляется судьями-профессионалами единолично в арбитражных судах субъектов РФ.

Коллегиальный состав может быть образован, например, по делам о банкротстве (несостоятельности) либо решением суда по другим делам с учетом каких-то обстоятельств (ходатайство одной из сторон по делу, сложность спора и т. д.).

В этих случаях разбирательство осуществляют три судьи- профессионала, работающих в данном арбитражном суде. Состав суда с участием арбитражных заседателей может быть сформирован решением соответствующего суда по ходатайству одной из спорящих сторон.

Что касается уголовных дел, то для их разбирательства п о первой инстанции возможны тоже три варианта состава суда:

  • суд в составе одного судьи (единоличный суд) является основным для судов всех уровней (от мирового судьи до Верховного Суда РФ) при разбирательстве любых уголовных дел, в том числе дел об особо тяжких преступлениях, за которые могут быть назначены самые суровые наказания;
  • коллегиальный суд в составе трех судей-профессионалов может быть образован по ходатайству подсудимого при разбирательстве в районных судах и военных гарнизонных судах уголовных дел о тяжких преступлениях, а равно при разбирательстве всех дел, в том числе дел об особо тяжких преступлениях, в федеральных судах общей юрисдикции среднего звена и Верховном Суде РФ;
  • один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей (суд присяжных). Суд в таком составе возможен для разбирательства уголовных дел, подсудных всем федеральным судам общей юрисдикции среднего звена (кроме Верховного Суда Чеченской Республики), а также Военной коллегии Верховного Суда РФ, если подсудимый заявит ходатайство об этом.

Сказанное о составе судов, уполномоченных рассматривать по первой инстанции уголовные дела, можно суммировать следующим образом: как правило, дела такого рода должны рассматриваться единоличным судом; образование коллегиального суда в любом из приведенных вариантов возможно лишь в федеральных судах общей юрисдикции при наличии ходатайства подсудимого, заявленного в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

В кассационной и надзорной инстанциях разбирательство дел — независимо от волеизъявления подавшего жалобу осужденного или оправданного — возможно только в коллегиальном составе.

Например, в судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена, а также в Кассационной и судебных коллегиях Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов — не менее чем половиной членов президиума.

Что касается апелляционных инстанций, то их состав неодинаков для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В первых апелляционные инстанции (их функции, как отмечено выше, возложены на районные суды) должны состоять из одного судьи, а во вторых — из трех судей или иного нечетного их количества.

В соответствии с правилами третьей группы обеспечивается прежде всего беспристрастность суда. Они сосредоточены главным образом в ГПК, АПК, УПК и КоАП. Согласно этим правилам судьи и заседатели отстраняются от разбирательства конкретного дела:

  • если они, например, выполняли какие-то функции в связи с производством по данному делу (являлись свидетелями или потерпевшими, дали экспертное заключение по вопросам, возникшим в процессе расследования дела, участвовали в расследовании дела, оказывали юридическую помощь истцу или ответчику и т. д.);
  • либо если есть основания считать, что судья или заседатель имеет личную заинтересованность в исходе дела (к примеру, является родственником какой-то из сторон или лицом, производившим расследование, уже участвовал в производстве по данному делу в качестве судьи и т. д.).
При оценке роли и значения рассмотренных правил, обеспечивающих законность, компетентность и беспристрастность суда, которому доверяется осуществление правосудия, важно не упускать из виду, что между этими правилами нет непроходимой пропасти. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Источник: https://isfic.info/porg/juist17.htm

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда

Обеспечение законности компетентности и беспристрастности суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.

Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов.

К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. “Каждый имеет право, — говорится в ч. 1 ст.

14 этого документа, — при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона”.

Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. О том, как такая обеспеченность достигается в отношении независимости суда и судей, речь пойдет в следующем параграфе данной главы учебника, поскольку это свойство нуждается в особом рассмотрении.

Что касается других свойств, которыми должен обладать суд (законности, компетентности и беспристрастности), то многообразные средства, обеспечивающие эти свойства, вполне можно объединить в три группы правил:

—правила, регламентирующие порядок наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам на эти роли;

—правила определения суда, где должно рассматриваться конкретное дело (правила определения подведомственности и подсудности), а также его состава;

—правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность тех, кому доверяется принятие решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

Первая группа правил устанавливается предписаниями Конституции РФ (см. ст. 119 и 123), Закона о судебной системе, Закона о статусе судей, Закона о судоустройстве, Закона о Конституционном Суде и Закона об арбитражных судах, Закона о мировых судьях.

Их соблюдение, создает “барьер”, с помощью которого от реализации судебных функций отстраняются люди, не способные выполнять их (не имеющие достаточной квалификации, профессионального и житейского опыта, не соответствующие высоким нравственным требованиям, дающим право судить других, и т.д.).

В конечном счете правила данной группы обеспечивают преимущественно компетентность суда.

Правила второй группы тоже устанавливаются предписаниями Конституции РФ (см. ст. 47), а равно ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. Они вытекают также из приведенного выше положения ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В основе всех этих предписаний лежит давно и широко признанная предпосылка: всякий заранее и наверняка должен знать, к какому судье ему придется обратиться, если возникнет имущественный или иной разрешаемый в суде спор, либо перед каким судьей он предстанет в случае привлечения его к уголовной ответственности.

Вопрос о подсудности дела не относится к числу юридико-технических. Правильное его решение — это обеспечение компетентности и беспристрастности суда, его надлежащего состава. И решаться он должен не по усмотрению какого-то должностного лица ни по его капризу, как это нередко случалось в прошлом, в том числе в столь отдаленном, а в порядке, установленном законом.

Этим и объясняется тот факт, что ему уделено внимание и в Конституции РФ. “Никто не может быть лишен права,— говорится в 1 ст. 47, — на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом”.

В развитие этой общей установки законодательство по данному тросу предусматривает, скажем, что изъятие конкретного уголовного дела вышестоящим судом из нижестоящего допускается лишь наличии ходатайства подсудимого. Помимо его воли дело не может быть изъято, к примеру, из районного суда даже в Верховый Суд РФ.

Не допускается также произвольная передача дела, подсудного одному суду, в другой суд того же уровня.

Если имеется крайняя необходимость в передаче дела другому суду (например, в данном суде — один судья, и он заболел надолго; ожидание его выздоровления чревато тем, что подсудимый будет вынужден находиться неопределенно долго под стражей до вынесения приговора), то это. может состояться по решению председателя вышестоящего суда, но при обязательное извещении подсудимого о причинах такого решения

Извещение даст ему возможность своевременно обратиться с жалобой, если он не будет согласен с решением.

Для обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда существенное значение имеет правильное определение состава суда, который должен рассматривать конкретное дело.

В настоящее время все суды общей юрисдикции могут рассматривать гражданские дела по первой инстанции в двух составах суда: судьями единолично или коллегией в составе профессионального судьи и двух народных заседателей. Фактически большинство такого рода дел рассматривается судьями единолично.

Дела, подведомственные арбитражным судам, могут рассматриваться по первой инстанции в одном из трех вариантов составов судов: судьей-профессионалом единолично, тремя судьями – профессионалами, судьей-профессионалом и двумя арбитражными заседателями.

Чаще всего такое рассмотрение осуществляется судьями-профессионалами единолично в арбитражных судах субъектов Федерации.

Коллегиальный состав суда может быть образован, например, по делам о банкротстве (несостоятельности) либо решением председателя суда по другим делам с учетом каких-то обстоятельств (ходатайство стороны спора, сложность спора и т.д.).

В этих случаях разбирательство осуществляют три судьи-профессионала, работающих в данном арбитражном суде. Состав суда с участием арбитражных заседателей при определенных условиях может формироваться решением руководства соответствующего суда по просьбе или с согласия спорящих сторон.

Что касается уголовных дел, то для их разбирательства по первой инстанции возможны четыре варианта состава суда:

—один судья. Такой состав суда возможен в районных судах и гарнизонных военных судах при рассмотрении дел о преступлениях, наказуемых не более строгим наказанием, чем пять лет лишения свободы. Единолично рассматриваются также все дела, подсудные мировым судьям.

Вместе с тем единоличное рассмотрение уголовных дел в гражданских и военных судах среднего звена и Верховном Суде РФ не допускается. В этих судах строго соблюдается требование коллегиальности.

Коллегиально должны разбираться также все уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, независимо от того, в каком суде происходит разбирательство;

—один судья – профессионал и два народных заседателя. Весьма распространенный состав суда, который формируется при рассмотрении дел о преступлениях, за которые в районном или гарнизонном военном суде может быть назначено лишение свободы на срок свыше пяти лет, а во всех других судах —любой вид наказания; сюда относятся и все дела о преступлениях несовершеннолетних;

—три судьи-профессионала. Коллегии подобного рода могут быть созваны с согласия обвиняемого по делам, подсудным гражданским и военным судам среднего звена и Верховному Суду РФ;

—один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей. Образование таких коллегий допускается по ходатайствам подсудимых в гражданских судах общей юрисдикции среднего звена тех субъектов Федерации, где возможно разбирательство дел с участием присяжных, а также в военных судах среднего звена и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В кассационной и надзорной инстанциях разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе. Например, в судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов — не менее чем половиной членов президиума.

Что касается апелляционных инстанций, то их состав неодинаков для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В первых апелляционные инстанции (их функции, как отмечено выше, возложены на районные суды) должны состоять из одного судьи, а во вторых — из трех.

В соответствии с правилами третьей группы обеспечивается прежде всего беспристрастность суда. Они сосредоточены главным образом в ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. Согласно этим правилам судьи и заседатели устраняются от разбирательства конкретного дела:

—если они, например, выполняли какие-то функции в связи с производством по данному делу (являлись свидетелями или потерпевшими, дали экспертное заключение по вопросам, возникшим в процессе расследования дела, участвовали в расследовании дела, называли юридическую помощь истцу или ответчику и т.д.);

—либо если есть основания считать, что судья или заседатель имеет личную заинтересованность в исходе дела (к примеру, является родственником какой – то из сторон, или лицом, производившим расследование, уже участвовал в производстве по данному делу в качестве судьи и т.д.).

При оценке роли и значения рассмотренных правил, обеспечивающих законность, компетентность и беспристрастность суда, которому доверяется осуществление правосудия, важно не упускать из виду, что между этими правилами нет непроходимой пропасти. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Источник: https://studopedia.ru/2_22193_obespechenie-zakonnosti-kompetentnosti-i-bespristrastnosti-suda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.