Надзорная жалоба на определение кассационной инстанции

Содержание

Арбитражный суд Дальневосточного округа

Надзорная жалоба на определение кассационной инстанции

В соответствии с частью 1 статьи 308.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 названной статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ.

Согласно части 3 статьи 308.1  АПК РФ в Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ.

Надзорные жалоба, представление на судебные акты подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

Согласно статье 308.2  АПК РФ в надзорных жалобе, представлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, адрес или место жительства;

3) наименования лиц, участвующих в деле, их адрес или место жительства;

4) наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;

5) сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;

6) предмет спора;

7) основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные статьей 308.8 настоящего Кодекса, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

8) просьба лица, подающего жалобу, представление;

9) перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Документы, прилагаемые к надзорным жалобе, представлению, могут быть представлены в Верховный Суд Российской Федерации в электронном виде.

Источник: https://fasdvo.arbitr.ru/process/podacha_doc/nadzor

Возможно ли обжаловать в порядке надзора определение судьи об отказе в передаче кассационной жалобы?

Надзорная жалоба на определение кассационной инстанции
Многие ответят на этот вопрос отрицательно. И как всегда будут…… не правы.

  Из предисловия американских документальных фильмов о преступлениях следует, что:

Многое в жизни остается  вне нашего внимания, детали  раскрывающие суть происходящего, ответы, которые мы не слышим, но всегда есть тот, кто знает, правда хороша тем,  что она всегда где-то рядом, просто надо знать,  где её искать.

Детали –  это то, на что обращают внимание только профессионалы, и вместе с тем,  детали – это то, что губит, в том числе и профессионалов. ©

Ответы рядом, но мы их сами не хотим видеть. Почему? Хотите понять? Смотрите цикл фильмов – «Игры разума».
Глава 41.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ – лучшее тому подтверждение. Её создавали лучшие умы юриспруденции, психологии, математического моделирования и т. д. Она шедевр правовой науки – гражданского процесса – по введению в заблуждение даже профессионалов своего дела. В соответствии с ч. 1 ст. 391 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации

«Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации».

Смотрим часть вторую настоящей статьи и видим, что нет в ней такого судебного постановления как определение судьи Верховного суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (п. 1 ч. 2 ст. 381 ГПК РФ). Следовательно, не может быть определение судьи Верховного суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции предметом надзорного производства. Читаем далее и…. ничего не находим. Правильно. Потому что наш мозг уже блокировал всю поступающую в него негативную информацию. Мы уже не видим, мы на подсознательном уровне не желаем видеть того самого, которое лежит у нас на поверхности. Мы не замечаем суть происходящих вещей. В соответствии с ч. 1 ст. 391.11. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

«Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права».

Вот она ещё одна единственная возможность пробить стену судейского откровенного сговора – судов субъекта Российской Федерации (верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов) и судей судебных палат Верховного суда Российской Федерации.
Она, эта единственная возможность, ничтожна мала. Но в исключительных случаях пренебрегать и таким шансом, я думаю, не стоит. Чтобы лучше понять мысль законодателя, заложенную в данной статье, необходимо дать предварительные пояснения. В соответствии с ч. 2 ст. 391.5. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение: 1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции; 2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.   В случае передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынесении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения по надзорным жалобе, представлении окончательного решения, дело считается оконченным и больше обжалованию на территории Российской Федерации не подлежит.   Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит (cт. 391.14. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).   В  случае вынесения по результатам изучения надзорных жалобы, представления судьёй Верховного Суда Российской Федерации определения отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с указанным определением и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации (ч. 3 cт. 391.5. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).   Поэтому, заложенная в правовой норме ст. 391.11. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможность пересмотра судебных постановлений в порядке надзора, касается иных процессуальных документов, чем те, которые предусмотрены ч. 2 ст. 391.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.   Такими судебными постановлениями могут быть только три документа:   1. Определение судьи субъекта Российской Федерации (верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов) об отказе в передаче кассационной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если в качестве суда первой инстанции выступал мировой суд.   2. Определение судьи Верховного суда Российской Федерации  об отказе в передаче кассационной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если в качестве суда первой инстанции выступал районный суд.   3. Определение заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации об отказе вынести определение об отмене определения судьи Верховного суда Российской Федерации  об отказе в передаче кассационной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.   В соответствии с ч. 2 ст. 391.11. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Жалоба или представление прокурора, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу. Все три вышеуказанные судебные постановления-определения, вступают в законную силу со дня их вынесения судьей.   Какие же особенности поджидают подателя сей надзорной жалобы. Во-первых, вначале необходимо проявить инициативу на подачу надзорных жалобы, представления.

Во-вторых, суметь обосновать наличие фундаментальных нарушений судами норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Дело в том, что само понятие фундаментальные нарушения судами норм материального права или норм процессуального права – есть понятие субъективное, определяемое в зависимости от усмотрения судьи, а конкретно, зависит от усмотрения Председателя Верховного суда Российской Федерации, его заместителя.

Но это если смотреть с одной стороны. На самом деле такая формулировка, по моему мнению, более предпочтительна той формулировке, которая содержалась в ч. 1 ст. 389 Гражданского кодекса Российской Федерации в прежней редакции:

«В целях обеспечения единства судебной практики Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений, нарушающих права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, иные публичные интересы либо принятых с нарушением правил подведомственности или подсудности».

Если ранее надзорная жалоба на имя Председателя Верховного суда Российской Федерации, его заместителя должна была содержать ссылки на  нарушения законности в отношении неопределенного круга лиц, иные публичные интересы, то теперь она должна содержать ссылки на нарушения законности, пусть и фундаментальные, в отношении в том числе любых лиц.

Так что же необходимо понимать подпонятием фундаментальные нарушения судами норм материального права или норм процессуального права.
Как я думаю, под фундаментальными нарушениями норм материального права или норм процессуального права Председатель Верховного суда Российской Федерации, его заместитель будут понимать те же основания, что и основания, предусмотренные ст. 391.9. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, если судебные постановления нарушают 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; 3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Вот только главное, чтобы ОНИ …ИХ ….ПРИЗНАЛИ СУЩЕСТВЕННЫМИ.

Источник: https://pravorub.ru/articles/33623.html

Как составить Надзорную жалобу на решение суда в Верховный суд?

Надзорная жалоба на определение кассационной инстанции

Что такое надзорная жалоба по гражданскому делу. Образец надзорной жалобы в Верховный Суд РФ. Сроки и порядок подачи. Правильное составление жалобы в порядке надзора.

Что такое надзорная жалоба по гражданскому делу 

Надзорная жалоба — это жалоба на вступившее в законную силу судебное постановление, которая подается в суд надзорной инстанции. 

Надзорной  инстанцией является Президиум Верховного Суда РФ. Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда.

Члены Президиума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

В порядке надзора можно обжаловать не все судебные постановления по гражданским делам, а только те, которые указаны в законе (см. комментарии к статье 391.1 ГПК). 

Обжаловать решения районных судов или мировых судей напрямую в Верховный Суд РФ невозможно. Обязательно нужно пройти стадии апелляционного и кассационного обжалования.

Порядок и срок подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ

Надзорная жалоба адресуется и подается в Верховный Суд РФ. 

Лица. имеющие право подать надзорную жалобу по гражданскому делу, имеют право обратиться непосредственно в Президиум Верховного Суда РФ. Срок обращения в этом случае составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу судебного постановления, которое будет обжаловаться. Такой срок исчисляется с момента вынесения судебного постановления.

Другой вариант надзорного обжалования по гражданским делам — это отправить надзорную жалобу на имя Председателя Верховного Суда РФ или его заместителю по гражданским делам.

В этом случае срок подачи такого обращения вместе с надзорной жалобой составляет 6   месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Основанием для подачи жалобы в порядке надзора являются только следующие, указанные в законе (см. комментарии к статье 391.9),  нарушения обжалуемым судебным постановлением:

  • общепризнанных и конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • единообразия в толковании и применении судами норм права
  • прав и законных интересов неопределенного круга лиц (иных публичных интересов)

Срок подачи надзорной жалобы ограничен и восстанавливается только в исключительных случаях. Поэтому рекомендуем его не пропускать (подробнее о сроках см. комментарии к ст. 112 ГПК). В случае пропусков срока обжалования по уважительным причинам, они подлежат восстановлению.

жалобы в порядке надзора

Жалоба в порядке надзора по гражданскому делу должна по содержанию соответствовать требованиям статьи 391.3 ГПК РФ. Как правило первые три пункта пишутся в шапке надзорной жалобы. При подготовке жалобы лучше взять за основу представленный на сайте образец.

Приведем содержание надзорной жалобы по гражданскому делу подробнее:

  • наименование суда надзорной  инстанции: Президиум Верховного Суда Российской Федерации, его адрес: Российская Федерация, 121260, Москва, ул. Поварская, д. 15.
  • наименование и адрес подателя надзорной жалобы, его процессуальный статус.
  • данные всех лиц, участвующих в деле, их место жительства и процессуальные статусы. 
  • наименование жалобы — НАДЗОРНАЯ ЖАЛОБА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ
  • перечисление всех принятых по гражданскому делу судебных постановлений, включая наименование первой, апелляционной и кассационной инстанций, реквизиты решений и определений (даты вынесения и номера дел), с кратким изложением  резолютивных частей судебных постановлений.
  • указание судебного постановления, которое обжалуется в порядке надзора с приведением доводов о его незаконности и необходимости пересмотра.
  • требования заявителя надзорной жалобы.
  • перечень приложений 

К надзорной жалобе прилагаются надлежащим образом заверенные копии всех судебных постановлений, которые были приняты по делу. Обратите внимание, что нужно прилагать именно все решения и определения. а не только обжалуемые.

Жалоба, подаваемая в надзорном порядке, должна быть обязательно подписана самим заявителем или его представителем. представитель в этом случае прикладывает к жалобе документы, подтверждающие его полномочия.

При подаче надзорной жалобы по гражданским делам уплачивается госпошлина, в размере уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера.

актуальный размер оплаты госпошлины на сегодняшний день госпошлина в суд

Копии судебных постановлений, прилагаемых к надзорной жалобе, заверяются в суде первой инстанции.

Образец надзорной жалобы по гражданским делам

Образец надзорной жалобы по гражданскому делу составлен с учетом действующего законодательства и актуален на сегодняшний день

В Президиум Верховного Суда РФ 121260, Москва, ул. Поварская, 15 От истца: _______________________ (ФИО полностью, адрес) Лица, участвующие в деле:______ (ФИО полностью, адрес

всех участников дела)

Надзорная жалоба по гражданскому делу

«___»_________ ____ г.

 _________ (наименование всех судов) было вынесено судебное постановление _________ (наименование всех судебных постановлений, во всех инстанциях, вынесенных по гражданскому делу) по гражданскому делу по иску _________ (ФИО истца) к _________ (ФИО ответчика) о _________ (указать сущность исковых требований). Судебным постановлением _________ (указать, как  разрешено дело).

Считаю, что при вынесении судебного постановления были существенно нарушены нормы материального и процессуального права _________ (указать процессуальные и материальные нормы права, нарушенные при рассмотрении дела).

Судебное постановление нарушает  _________ (указать, какие нарушения допущены при вынесении судебного постановления; как нарушены права и свободы гражданина, гарантированные Конституцией РФ; общепризнанные принципы и нормы международного права; иные публичные интересы; единообразие в толковании и применении судами норм права).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 391.1 — 391.3, 391.9, 391.12 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

  • Передать надзорную жалобу с гражданским делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ
  • Отменить ____________ (наименование судебного постановления) от «___»_________ ____ г. по гражданскому делу по иску _________ (ФИО истца) к _________ (ФИО ответчика) о _________ (сущность исковых требований).
  • Направить дело для нового рассмотрения в _________ (указать наименование суда).

Перечень прилагаемых к жалобе документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  • Копия надзорной жалобы
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  • Копия решения (определения) суда _________ (наименование суда первой инстанции), заверенная судом
  • Копия апелляционного определения _________ (наименование суда апелляционной инстанции), заверенная судом
  • Копия кассационного постановления (определения) _________ (наименование суда кассационной инстанции), заверенная судом

Дата подачи жалобы «___»_________ ____ г.                 Подпись заявителя: _______

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rapad/kak-sostavit-nadzornuiu-jalobu-na-reshenie-suda-v-verhovnyi-sud-5f005d014996e1266bc44a79

Надзорная жалоба по гражданскому делу: образец 2021, как составить, сроки подачи

Надзорная жалоба на определение кассационной инстанции

​Надзорная жалоба в Верховный суд РФ по гражданскому делу – последняя возможность обжаловать судебный акт.

Правда, учитывая очень ограниченный перечень оснований для обращения с жалобой, лишь единицы гражданских дел доходят до этой стадии пересмотра решений нижестоящих судов. Формально подготовить и подать обращение в Верховный суд – несложно.

Но очень трудно найти основание и доказать его наличие. Именно на этом и необходимо делать акцент при составлении жалобы.

Какие судебные акты обжалуются в порядке надзора

В Президиум Верховного суда РФ обжалуются:

  1. Принятые в первой инстанции решения судов субъектов федерации (областных, краевых и т.п.), окружных (флотских) военных судов и Верховного суда РФ при условии, что такие решения были рассмотрены в апелляционном порядке на уровне Верховного суда РФ.
  2. Определения Апелляционной коллегии ВС РФ.
  3. Апелляционные и кассационные определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ.

Таким образом, пересмотру в порядке надзора судебные акты районных судов и мировых судей не подлежат.

Чтобы дела, по которым принимались эти решения, дошли до Президиума ВС РФ, они должны пройти все этапы обжалования – от апелляции до второй кассации в Судебной коллегии по гражданским делам.

Однако и в этом случае предметом пересмотра будет не решение местного суда, а последнее решение (решения), принятые на уровне Верховного суда РФ.

Основания для обжалования

Все основания для подачи надзорной жалобы носят принципиальный характер – нарушения должны затрагивать фундаментальные основы права и правоприменения. Здесь несогласие с обжалуемым актом – вторично. Необходимо, чтобы было как минимум одно из трех возможных нарушений:

  • нарушены конституционные или закрепленные международными актами права (свободы) человека и гражданина;
  • нарушены публичные интересы или права неограниченного круга лица;
  • нарушено единообразие толкования и применения правовых норм – в обжалуемом судебном акте есть противоречия разъяснениям Пленума или Президиума Верховного суда РФ.

В надзоре обжалуются исключительно вступившие в силу решения. При этом обратиться в Президиум ВС РФ можно, если не прошло 3 месяца с момента вступления судебного акта в законную силу. Срок восстанавливается, если его пропуск связан с уважительными причинами и их можно подтвердить. 

Учитывая практику надзорного обжалования, в большинстве случаев в качестве основания используется нарушение единообразия толкования норм и правоприменения. Этот аспект часто встречается и его, как правило, проще доказать, чем наличие других оснований.

Нередко самостоятельно или дополнительно к указанному основанию в жалобах идет ссылка на нарушение публичных интересов.

Что касается первого основания, то при его наличии обычно первоначально ставится вопрос, куда обращаться – либо в Верховный суд с надзорной жалобой, либо в Конституционный суд РФ.

Как составить и направить жалобу

Жалоба составляется в письменном виде. И это последний этап подготовки обращения, которому предшествуют:

  1. Изучение материалов гражданского дела, его хода, всех принятых по делу решений, в том числе апелляционного и кассационных.
  2. Определение, какой именно судебный акт требует пересмотра в порядке надзора и в чем должен заключаться пересмотр – отмена этого акта или внесение в него изменений, в полном объеме или в какой-то части.
  3. Определение основания (оснований) для надзорного обжалования – с точки зрения формальных требований ст. 391.9 ГПК РФ и с позиции того, в чем конкретно заключаются нарушения.
  4. Определение возможности доказать наличие оснований для жалобы, перечня и содержания доказательств.
  5. Определение всей совокупности доводов, которые должны присутствовать в жалобе и смогут подтвердить ее законность и обоснованность.

Немаловажно изначально понять, какие цели и задачи должна решать жалоба. Самый очевидный вариант – добиться пересмотра обжалуемого акта путем его отменены или изменения. Однако именно эта цель далеко не всегда ставится в числе приоритетных.

Количество жалоб и дел, рассматриваемых в порядке надзора, невелико. Ничтожно мало, соответственно, и количество удовлетворенных жалоб.

Основной массив жалоб по гражданским делам приходится на апелляцию и кассацию, при этом по мере продвижения по стадиям обжалования количество обращений и их удовлетворений кратно сокращается. Это связано не только с тем, что жалобы необоснованы или недостаточно обоснованы.

Во многом это связано с тем, что изначально не ставится цель добиться полного удовлетворения жалобы.

Очень многие юристы и адвокаты, а также прокуратура обращаются с жалобами (представлениями) в Президиум ВС РФ только для того, чтобы в спорных вопросах, при неоднозначной судебной практике поставить окончательную точку и получить четкую позицию (мнение) высшей судебной инстанции. Так рождаются прецеденты. Так поднимаются и разрешаются вопросы, которые потом становятся предметом разъяснений Президиума и Пленума Верховного суда РФ.

Что должно быть в жалобе:

  1. Наименование суда.
  2. Данные заявителя – ФИО/название организации, процессуальный статус, сведения о месте жительства/нахождении, другая контактная информация.
  3. Данные других участников процесса (по аналогии с заявителем).
  4. Перечисление всех судов, ранее рассматривавших дело, и всех принятых по делу решений, а также их содержание (основные моменты).
  5. Перечисление судебных актов, которые обжалуются в порядке надзора.
  6. Указание оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов.
  7. Доводы и доказательства, подтверждающие обоснованность жалобы, наличие оснований для пересмотра судебных решений и другие аспекты, на которые заявитель ссылается в жалобе.
  8. Просьба, которая адресуется надзорной инстанции – чего хочет добиться заявитель.
  9. Перечень приложений к жалобе.
  10. Дата и подпись.

Если нужно восстановить срок обжалования, ходатайство об этом можно указать в тексте жалобы. Но если это займет много места, нарушит логическую последовательно изложения, усложнит текст, то ходатайство рекомендуется готовить в виде отдельного документа. К этом ходатайству или к жалобе необходимо приложить документы, которые подтверждают наличие уважительных причин пропуска срока.

Для подготовки жалобы часто используются образцы. Как правило, они носят типовой характер, в них нет как такового предметного содержания по существу дела, и есть только основные формулировки, отвечающие процессуальным требованиям. Это своего рода шаблоны. При поиске образцов обязательно обращайте внимание на их актуальность.

Основное содержание жалобы нужно будет излагать самостоятельно. Если с этим есть проблемы, вы не знаете, как и чем аргументировать жалобу, сомневаетесь, что все сделаете по правилам – нет смысла работать над документом самостоятельно.

В этом случае необходимо обратиться к юристам (адвокатам), которые подготовят только текст жалобы или все материалы по ней.

Скачать образец надзорной жалобы по гражданскому делу

Жалобу направляют непосредственно в Президиум Верховного суда РФ. Если вы намерены делать это в электронной форме, предварительно ознакомьтесь с правилами на сайте ВС РФ. Жалобу также можно представить лично – в Приемную Верховного суда РФ (Москва, ул. Поварская, д. 13, подъезд № 2). Или направить Почтой РФ (121260, Москва, ул. Поварская, д. 15).

Источник: https://urlaw03.ru/ip/article/nadzornaya-zhaloba-po-grazhdanskomu-delu

Надзорная жалоба по гражданскому делу

Надзорная жалоба на определение кассационной инстанции

Надзорная жалоба по гражданскому делу — скачать образец

Что такое надзорная жалоба по гражданскому делу. Образец надзорной жалобы в Верховный Суд РФ. Сроки и порядок подачи. Правильное составление жалобы в порядке надзора. Помощь юриста по подготовке надзорной жалобы по гражданскому делу в Верховный Суд РФ.

Надзорная жалоба по гражданскому делу

«___»_________ ____ г.

 _________ (наименование всех судов) было вынесено судебное постановление _________ (наименование всех судебных постановлений, во всех инстанциях, вынесенных по гражданскому делу) по гражданскому делу по иску _________ (ФИО истца) к _________ (ФИО ответчика) о _________ (указать сущность исковых требований). Судебным постановлением _________ (указать, как  разрешено дело).

Считаю, что при вынесении судебного постановления были существенно нарушены нормы материального и процессуального права _________ (указать процессуальные и материальные нормы права, нарушенные при рассмотрении дела).

Судебное постановление нарушает  _________ (указать, какие нарушения допущены при вынесении судебного постановления; как нарушены права и свободы гражданина, гарантированные Конституцией РФ; общепризнанные принципы и нормы международного права; иные публичные интересы; единообразие в толковании и применении судами норм права).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 391.1 — 391.3, 391.9, 391.12 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

  1. Передать надзорную жалобу с гражданским делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ
  2. Отменить ____________ (наименование судебного постановления) от «___»_________ ____ г. по гражданскому делу по иску _________ (ФИО истца) к _________ (ФИО ответчика) о _________ (сущность исковых требований).
  3. Направить дело для нового рассмотрения в _________ (указать наименование суда).

Перечень прилагаемых к жалобе документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия надзорной жалобы
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  3. Копия решения (определения) суда _________ (наименование суда первой инстанции), заверенная судом
  4. Копия апелляционного определения _________ (наименование суда апелляционной инстанции), заверенная судом
  5. Копия кассационного постановления (определения) _________ (наименование суда кассационной инстанции), заверенная судом

Дата подачи жалобы «___»_________ ____ г.                 Подпись заявителя: _______

Скачать образец заявления: 

  Надзорная жалоба по гражданскому делу

  Надзорная жалоба от лица, не участвовавшего в деле

  Ходатайство о возврате надзорной жалобы

Источник: https://vseiski.ru/nadzornaya-zhaloba-po-grazhdanskomu-delu.html

«Отказные» определения и «право не согласиться» Председателя и заместителей Председателя Верховного суда РФ с результатами изучения кассационных и надзорных жалоб

Надзорная жалоба на определение кассационной инстанции

В гражданском судопроизводстве при подаче кассационной и надзорной жалоб существует промежуточная стадия – изучение судьей суда кассационной и надзорной инстанции вопроса о рассмотрении жалобы в судебном заседании суда кассационной или надзорной инстанции.

По результатам такого «изучения» судья кассационной (ч. 2 ст. 381 ГПК РФ) и надзорной (ч. 2 ст. 391.

5 ГПК РФ) инстанции выносит определение (1) об отказе в передаче жалобы или (2) о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной и надзорной инстанции.

На практике такой порядок несет в себе серьезные проблемы для реализации права на судебную защиту, наиболее важными из которых являются:

1)      изучение жалобы производится одним судьей, а не в коллегиальном составе;

2)      изучение жалобы и вынесение определения производится без вызова сторон;

3)      определения об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании нельзя обжаловать.

Кроме того, «отказные определения» несмотря на требование ГПК РФ об их  мотивированности, на практике включают мотивировочную часть лишь формально, как правило, в виде нескольких абзацев текста, а иногда и предложений.

Любопытно, что конституционность порядка передачи кассационной и надзорной жалоб для рассмотрения в судебном заседании являлось предметом многих жалоб в Конституционный Суд. Большинство из них Конституционный Суд счел неприемлемыми и отказал в их принятии (определения от 25 февраля 2013 г.

№ 220-О, от 24 декабря 2012 г. № 2402-О, от 18 октября 2012 г. № 1966-О, от 16.02.2012 № 363-О-О, от 23 марта 2010 г. № 344-О-О и др.). В результате их анализа становится очевидным, что стадия изучения жалоб подвергалась критике во многих жалобах в КС РФ.

Однако Конституционный суд остался непреклонен:

«Предусмотренная гражданским процессуальным законодательством предварительная процедура рассмотрения судьей жалоб на вступившие в законную силу судебные постановления обусловлена целью обеспечить баланс публичного и частного интересов и исключить явно необоснованные обращения.

Само по себе введение данной процедуры, в рамках которой определяются правовые основания для дальнейшего движения дела (истребования дела, передачи его для рассмотрения судом по существу), исходя из доводов, изложенных в жалобе, и содержания обжалуемых судебных постановлений (материалов истребованного дела), отвечает правовой природе и предназначению производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений и не может расцениваться как не совместимое с правом каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство, притом что при рассмотрении дела по существу судом в отношении сторон и иных участвующих в нем лиц обеспечивается соблюдение основных процессуальных принципов и гарантий.

Данные выводы содержатся в сохраняющем силу Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года № 2-П, в котором также указывалось на то, что пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по своему содержанию и предназначению является дополнительным способом обеспечения правосудности судебных решений, который, имея резервное значение, используется, когда неприменимы или исчерпаны все обычные средства процессуально-правовой защиты» (определение КС РФ от 25 февраля 2013 г. № 220-О).

Важно отметить, что на уровне кассационной инстанции в наиболее распространенном случае подсудности (решение, вынесенное районным судом, обжалуется в апелляционном, а затем и кассационном порядке) возможны подача кассационной жалобы сначала в президиум Верховного суда «субъекта», а затем в одну из коллегий Верховного суда РФ – таким образом, фактически устанавливаются две кассационные инстанции. Однако до рассмотрения коллегией ВС РФ жалоба изучается судьей Верховного суда, который может отказать в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании. При таком отказе в надзорную инстанцию (В Президиум Верховного Суда) законодатель вообще не предусматривает права подачи надзорной жалобы, поскольку ГПК РФ устанавливается возможность обжаловать определения коллегии ВС РФ (п. 6 ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ), до рассмотрения которой дело может просто не дойти. Таким образом, определение судьи суда кассационной инстанции о передаче или отказе передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании имеет определяющее значение для реализации права на судебную защиту.   

В дополнение к данной процедуре в ГПК РФ устанавливается право  Председателя Верховного Суда и его заместителей не согласиться с определением судьи Верховного Суда об отказе в передаче кассационных жалобы и представлений для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (ч. 3 ст. 381 ГПК РФ) или  надзорных жалоб и представлений для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда (ч. 3 ст. 391.5 ГПК РФ) и вынести определение о его отмене и передаче кассационной жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Какова цель данной экстраординарной процедуры изучения кассационных и надзорных жалобправо не согласиться»)? Если процедура преодоления «отказного определения» была установлена с целью исправления возможных ошибок судей, изучавших кассационную и надзорную жалобу, то она изначально содержала в себе ряд существенных недостатков и не выполняет в системном ключе на практике данную задачу.

Кроме того, в действующих нормах ГПК РФ не предусмотрено, вправе ли лицо, подававшее кассационную жалобу, инициировать данный вопрос перед председателем и зампредом Верховного Суда или же последние вправе «не согласиться» только по собственной инициативе.

Какой из зампредов ВС РФ вправе рассматривать подобные обращения? Не удалось найти и какой-либо регламент рассмотрения подобных обращений председателем и заместителем председателя Верховного Суда, а также правоприменительную практику по данному вопросу.

Данные аспекты вызывают у тяжущихся сторон на практике вопросы об их процессуальным праве и процедуре обращения к должностным лицам Верховного Суда.

Также, очевидно, что в случае если данные жалобы будут направляться Председателю Верховного Суда и его заместителям, аппараты последних будут перегружены документами.

Что касается надзорной жалобы, то такой порядок (ст. 391.

11 ГПК РФ) предусматривает пересмотр по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора «в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права». Однако правоприменительной практики по нему точно также мало, как и в отношении кассации.

Поэтому все же представляется, что, первую очередь, «право не согласиться» изначально устанавливалось для укрепления вертикали власти в системе судов общей юрисдикции и было нацелено на собственную инициативу Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда.

Понятно, что авторы поправок о реформировании кассации и надзора, предусматривающих двухступенчатую систему рассмотрения кассационных и надзорных жалоб, руководствовались соображениями процессуальной экономии. Однако о какой экономии можно вести речь, если в гражданском процессе предусматривается фактически две кассационные инстанции?

Проводя сравнение с системой арбитражных судов, следует отметить отсутствие в последней процедуры изучения кассационной жалобы в принципе в кассационной инстанции и рассмотрение вопроса о передаче в Президиум ВАС РФ заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора в коллегиальном составе.  Представляется, что данная модель на порядок более эффективна существующей в системе судов общей юрисдикции.

Учитывая то, что действующая модель изучения и рассмотрения кассационных и надзорных жалоб несет в себе ряд указанных выше существенных недостатков и требует пересмотра, хотелось бы предложить для обсуждения несколько вопросов об оптимизации порядка рассмотрения кассационных и надзорных жалоб, а именно:

1. Необходима ли в принципе такая процедура как изучение судьей суда кассационной инстанции вопроса о рассмотрении жалобы в судебном заседании суда кассационной или надзорной инстанции?

2. Необходимы ли две кассационные инстанции в системе судов общей юрисдикции, вместо которых можно было бы создать одну «полную» кассацию?

3. Обеспечивает ли единоличное без вызова сторон изучение вопроса о рассмотрении жалобы в судебном заседании суда кассационной или надзорной инстанции обеспечить реализацию права на судебную защиту?

4. Необходимо ли существование «права не согласиться» в гражданском процессе?

Также буду признателен приведению примеров реализации «права не согласиться» председателем и заместителем председателя Верховного суда, и идей о совершенствовании рассмотрения и изучения кассационных и надзорных жалоб.

С уважением,

Роман Шабров,

управляющий партнер юридической фирмы «БРАС».

Источник: https://zakon.ru/discussion/2013/4/8/otkaznye_opredeleniya_i_pravo_ne_soglasitsya_predsedatelya_i_zamestitelej_predsedatelya_verxovnogo_s

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.