Договор перевозки груза договор фрахтования

Энциклопедия решений. Договор фрахтования | ГАРАНТ

Договор перевозки груза договор фрахтования

Договор фрахтования

Перевозка грузов, пассажиров и багажа может осуществляться не только транспортом общего пользования на основании договора перевозки, но и путем заключения договора фрахтования.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения такого договора, а также форма договора фрахтования устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787 ГК РФ).

Сторонами договора фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь. Наиболее развернутое определение этих понятий содержится в п.п. 21, 22 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (далее – УАТ).

В соответствии с этими нормами фрахтовщиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов, а фрахтователем – физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Частью 1 ст. 18 УАТ определено, что на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме, предоставляется транспортное средство, которым осуществляется перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей.

В соответствии со ст.

104 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ) по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется ВК РФ.

Кодекс торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) выделяет следующие виды договора фрахтования: тайм-чартер и бербоут-чартер.

По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами членов его экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными тайм-чартером, оплачивать связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы и сборы, а по окончании срока действия тайм-чартера – возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (ст. 198, п.п. 1, 2 ст. 204 КТМ РФ).

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Фрахтователь в течение срока действия бербоут-чартера поддерживает судно в мореходном состоянии (однако устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца), комплектует экипаж судна, осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа, возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы. По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (ст. 211, п. 2 ст. 216, ст.ст. 217, 218 КТМ РФ).

Пункт 4 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ РФ) определяет, что договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные КВВТ РФ для грузоотправителей.

Источник: https://base.garant.ru/58074341/

Договор фрахтования: понятие, характеристика. Отличия от договора перевозки груза, договора перевозки пассажира, договора аренды транспортных средств

Договор перевозки груза договор фрахтования

1. Договор фрахтования (статья 785 ГК РФ): понятие и характеристика. Отличия от договора перевозки груза.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров и багажа.

Договор фрахтования (чартер) – особая разновидность договора перевозки. Этот договор двусторонне обязывающий, возмездный, консенсуальный. Он может применяться при перевозке грузов, а также пассажиров и багажа. Одна из особенностей фрахтования – возможность возложения на перевозчика обязанности предоставить для перевозки всю или часть вместимости конкретного транспортного средства.

При наличии в договоре указания на определенное транспортное средство его замена возможна только с согласия фрахтователя.

Кроме того, в отличие от линейных перевозок, график осуществления которых определяется перевозчиком, а контрагент может лишь принять предлагаемые условия, при фрахтовании возможно согласование места погрузки, сроков и маршрута перевозки применительно к потребностям фрахтователя.

Законодательство не ограничивает виды транспорта, при перевозках которыми возможно заключение договора фрахтования. Вместе с тем традиционно этот договор применяется на речном, морском, а также воздушном транспорте.

Как говорилось, договор фрахтования предусматривает предоставление под перевозку грузов или пассажиров и багажа всей или части вместимости транспортного средства. Это означает, что на транспортном средстве (или в соответствующей его части) не могут перевозиться другие грузы или пассажиры без согласия фрахтователя.

Фрахтователь вправе требовать удаления с транспортного средства или соответствующей его части постороннего груза или пассажиров.

Поскольку предоставление всего или части транспортного средства относится к существенным условиям договора фрахтования, неисполнение данной обязанности дает основания фрахтователю в случае неустранения допущенных нарушений требовать расторжения договора (ст. 450 ГК).

Для перевозки на морском транспорте неисполнение перевозчиком обязанности освободить транспортное средство (его часть) от постороннего груза дает право фрахтователю потребовать соответствующего уменьшения фрахта, а также возмещения убытков (ст. 137 КТМ).

Стороны договора фрахтования – перевозчик и фрахтователь. При фрахтовании транспортного средства для перевозки грузов права и обязанности фрахтователя в целом схожи с правами и обязанностями грузоотправителя в договоре перевозки груза. Договор фрахтования для перевозки груза может быть заключен в пользу третьего лица – грузополучателя.

При фрахтовании транспортного средства для перевозки пассажиров фрахтователь является лицом, которое организует перевозку определенной группы людей (к примеру, такие договоры часто заключаются туристическими организациями для перевозки групп туристов).

При этом пассажиры стороной договора фрахтования не становятся, однако на них распространяются гарантии, предоставляемые пассажирам ГК и транспортным законодательством. Перевозчик будет нести перед ними ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и перевозимому ими имуществу.

Кроме того, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей пассажиры вправе предъявлять требования, связанные с ненадлежащим осуществлением перевозки, непосредственно перевозчику.

Договор фрахтования заключается в письменной форме. Особенностью оформления договоров фрахтования на морском транспорте является то, что при перевозке грузов помимо заключения в письменной форме самого договора (чартера) выдается коносамент (ст. 117 КТМ).

Условия договора, изложенные в чартере, регулируют отношения фрахтовщика (перевозчика) и фрахтователя (грузоотправителя). Для получателя груза условия чартера обязательны, если к ним имеется отсылка в коносаменте.

Когда такой отсылки нет, отношения перевозчика и получателя регулируются только коносаментом. Еще одна особенность – наличие на морском транспорте стандартных форм (проформ), в соответствии с которыми оформляется договор.

Существует более 200 таких форм, разработанных в отношении перевозок определенных видов грузов: угольные, зерновые и т.д.

Гражданский кодекс не устанавливает требований договора фрахтования.

Поскольку договор фрахтования – разновидность договора перевозки, его существенные условия при отсутствии специальных требований определяются положениями о договоре перевозки с учетом того, что в договоре фрахтования необходимо указание на предоставление фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства. Кроме того, поскольку договор фрахтования – консенсуальный, в нем должны определяться условия о времени и месте подачи судна под погрузку и, соответственно, о предъявлении груза.

Согласно ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

Отличия договора фрахтования от договора перевозки груза.

По договору перевозки груза (статья 785 ГК РФ) перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона – фрахтовщик обязуется предоставить другой стороне – фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Главное отличие в том, что договор перевозки груза обязует перевозчика доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а в определении договора фрахтования акцент сделан на обязанности фрахтовщика предоставить фрахтователю определенное имущество – всю или часть вместимости транспортного средства. Чисто внешне этот момент сближает фрахтование с арендой (имущественным наймом), при котором имущество предоставляется арендатору (нанимателю) во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК), однако использованная в определении договора формулировка не должна вводить в заблуждение. Само предоставление вместимости транспортного средства нельзя отрывать от цели такого предоставления – перевозка грузов, пассажиров и багажа. Именно отношения по перевозке превалируют над всеми иными. Поэтому законодатель, исходя из основной цели, которая определяет юридическую природу договора, относит договор фрахтования к группе договоров перевозки. Поскольку перевозка груза, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК), ясно, что договор фрахтования квалифицирован в ГК как договор перевозки.

Также отличительной чертой данных договоров является то, что в договоре перевозки грузов участвуют три стороны – грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, а в договоре фрахтования задействованы только две стороны: фрахтовщик и фрахтователь.

119.Безопасность мореплавания и судоходства: понятие, содержание, основные международные договоры и нормативные правовые акты.

В соответствии со ст.

2 КТМ РФ под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов для:

перевозок грузов, пассажиров и их багажа;

рыболовства;

разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки;

поисковых, спасательных и буксирных операций;

подъема затонувшего в море имущества;

гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

санитарного, карантинного и другого контроля;

защиты и сохранения морской среды;

проведения морских научных исследований;

учебных, спортивных и культурных целей;

иных целей.

В соответствии со ст.

3 КВВТ РФ судоходство – деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей;

(и торговое мореплавание и судоходство, фактически, означают деятельность связанную с использованием судов в гражданских целях).

В законодательстве не даётся определений безопасности мореплавания или судоходства.

Исходя из того, что в словарях русского языка БЕЗОПАСНОСТЬ определяется как отсутствие опасности, сохранность, надёжность… (Толковый словарь Даля, 1863-1866) или, например, – состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) и с учётом понятий торговое мореплавание и судоходство в литературе предлагаются следующие определения:

Безопасность торгового мореплавания – состояние защищённости торгового мореплавания от угроз различного характера.

Безопасность мореплавания – это система защиты морских судов от угрозы утраты ими мореходного состояния вследствие воздействия опасных для мореплавания факторов, а также охраны человеческой жизни на море, защиты окружающей природной среды и искусственных сооружений на море от неблагоприятных проявлений.

Соответственно включат в себя:

Безопасность судов – состояние защищенности морских судов и процессов их функционирования от угрозы утраты ими мореходного состояния вследствие воздействия опасных для мореплавания факторов.

Безопасность человеческой жизни на море – состояние защищенности людей, участвующих в деятельности на море, от угрозы их жизни здоровью вследствие воздействия опасных факторов, проявляющихся в мореплавании.

Безопасность судоходных путей – состояние защищенности судоходных путей, их оборудования и других искусственных сооружений на море, обеспечивающее их использование для мореплавания, от угрозы их нормальному функционированию со стороны факторов природной и техногенной среды, а также неблагоприятных проявлений самого мореплавания.

Безопасность природной среды (в мореплавании) – состояние защищенности природной морской среды от угрозы ущерба, вызванного неблагоприятными проявлениями мореплавания.

Аналогично можно определить и безопасность судоходства.

Также можно сказать, что безопасность мореплавания (судоходства) – это эксплуатационная безопасность (в отличие от транспортной безопасности под которой понимается состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, т.е. актов криминального характера.

Безопасность мореплавания (судоходства) предполагает установление комплекса требований к судам, их экипажам, условиям эксплуатации судов (в том числе: требования к конструкции судов и их механизмов, к пожарной безопасности судов, экологической безопасности, правила плавания, требования к квалификации членов экипажей и др.) и мероприятий, направленных на проверку их соблюдения.

Нормы в области безопасности мореплавания (судоходства) определены в международных актах и национальном законодательстве.

Среди международных актов наиболее значимые:

– Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.,

– Конвенция по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС 1974/78),

– Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. (МППСС-72);

– Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978/95(Конвенция ПДНВ)

-Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения 1993 г. (МКУБ – ISM Code)

– Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973/78 г.г. (MARPOL 73/78) и др.

Так, например, согласно ст. 94 Конвенции ООН 1982 г.

каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается конструкции, оборудования и годности к плаванию судов, а также пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.

Каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени должно инспектироваться квалифицированными судовыми инспекторами и иметь на борту такие карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, которые необходимы для безопасного плавания.

Капитан, офицеры и (в необходимой степени) экипаж должны быть полностью ознакомлены с применимыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио и соблюдать такие правил.

Среди национальных актов, наиболее значимые: КТМ РФ, КВВТ РФ и подзаконные акты принятые на их основе (в основном акты Минтранса РФ, например, правила плавания, положения о дипломировании членов экипажей судов и др.).

Судовладельцы должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее – система управления безопасностью (СУБ)), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций.

Контроль и надзор за безопасностью мореплавания (судоходства), главным образом, осуществляют портовые власти (на морском транспорте) – в РФ это администрации морских портов, возглавляемые капитанами морских портов; на внутреннем водном транспорте, недавно созданная служба капитана речного бассейна в структуре Государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства.

Должностные лица, указанных органов, обладают широкими полномочиями в области надзора за безопасностью, в том числе правом задержания судов, не соответствующих установленным требованиям.

120.Транспортная безопасность: понятие, содержание, основные нормативные правовые акты на морском и речном транспорте.

Источник: https://megalektsii.ru/s25938t5.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.